БизнесЦензор

26.06.19 08:43

Стратегия "Укрзализныци": старые проблемы в новом изложении

Автор: Инна Рослик

Как правительство хочет развивать "Укрзализныцю" ближайшие пять лет? Обоснованные тарифы на грузоперевозки, компенсация местными советами пригородного сообщения и закрытие нерентабельных станций.

Стратегия Укрзализныци: старые проблемы в новом изложении 01

В середине июня Кабмин утвердил Стратегию "Укрзализныци" на 2019-2023 годы.

Объемы железнодорожных (ж/д) перевозок будут расти в любом случае, считаю в АО "Укрзализныця" (УЗ). В 2019 году грузоперевозки могут немного сократиться, - предполагают в УЗ, - но потом точно вырастут.

В пассажирском секторе в УЗ хотят разделить перевозки на социально важные и коммерческие.

Сама стратегия была обнародована через неделю после того, как Кабмин еее утвердил - 21 июня.

Стратегические инициативы УЗ или что когда хотят менять

В документе указаны 10 ключевых стратегических инициатив. Фактически в Стратегии нет ничего нового — в инициативах заложены основные проблемы ж/д компании и планируемые методы их решения.

Например, автоматическая индексация (поднятие) тарифов на ж/д грузоперевозки или избавление от непрофильных активов УЗ.

Основные направления концепции выглядят так:

1. Установление обоснованных тарифов в 2019 - 2020 годах

Старая и наболевшая проблема УЗ. Основной мотив все тот же — низкие тарифы на перевозки, которые не покрывают траты на содержание железной дороги.

Если говорить о тарифах на грузовые ж/д перевозки, в УЗ опять говорят о необходимости привязки тарифа к индексу цен производителей промышленной продукции.

Если говорить о пассажирском сообщении, то УЗ опять говорит о необходимости полной компенсации убытков от перевозки льготников.

2. Реорганизация в 2020-2022 годах

Деятельность УЗ будет разделена на 6 вертикалей (также называют дивизионами): корпоративный центр; грузоперевозки и логистики; пассажирских перевозок; инфраструктуры; производства и сервиса; управления непрофильными активами.

Зачем это нужно? Для упрощения ведения деятельности самой компании. В УЗ об этом говорили и ранее.

3. Разработка и внедрение инвестиционной программы, разработка которой должна завершится в 2020 году

Программа должна отвечать на вопросы, сколько и во что должна инвестировать УЗ в ближайшие годы.

4. Рационализация сети и производственных подразделений компании в 2021 году

В УЗ собираются "упорядочить" производственные подразделения (вагонные и локомотивные депо, сортировочные станции и т.д.), потому что количество депо и станций превышает потребность железной дороги в три раза.

Также в УЗ хотят закрыть неэффективные участки или договорится с государством о компенсации за них. и эта проблема не нова — в УЗ уже пытались закрыть малоактивные станции. Однако вопрос застопорился и пока существует только в Стратегии.

5. Клиентоориентированность с 2019 года

В УЗ хотят создать офис ключевых клиентов, который сконцентрируется на обслуживании крупных компаний, которые составляют 80% рынка перевозок.

Также будут разработаны "новые услуги для пассажиров". Однако расшифровки этих мероприятий в документе нет.

6. Реорганизация и реализация непрофильных активов до 2022 года

О непрофильных активах УЗ говорит давно. Еще экс-глава УЗ Войцех Балчун пытался поднять этот вопрос, говоря о будущей продаже гостиниц, спортклубов и больниц УЗ. На этот раз "наболевший вопрос" перенесли подальше — на 2022 год.

7. Введение новой системы управления перевозками в 2021 году

В планах — введение главного центра управления перевозками, который начнет осуществлять контроль за региональными центрами перевозок с последующей полной передачей функционала по управлению перевозками главному центру управления.

8. Введение Системы управления безопасностью (СУБ) с 2022 года

Утверждается, что в части охраны труда и безопасности все будет улучшено.

9. Введение государственно-частного партнерства и программ, которые финансируются из госбюджета с 2022 года

В этой части основное — государство должно платить за льготников и это его прямая обязанность. В УЗ не единожды говорили о том, что пассажирские перевозки субсидируются за счет грузовых.

Из-за убыточности пассажирского сектора УЗ не имеет возможности обновлять подвижной состав. Кроме того, как объясняли в компании, из госбюджета должны выделятся средства на закупку подвижного состава. Правда, этого еще не происходило никогда.

10. Борьба с коррупцией с 2020 года

Грузовые перевозки

В УЗ рассматривают 2 сценария перевозок ж/д транспортом — базовый и оптимистичный. Прогнозы составлены согласно предположению, что структура перевозок всеми видами транспорта останется неизменной.

В УЗ также делают акцент на том, что открытие свободного доступа к железнодорожной инфраструктуре не ожидается до 2022 года.

При базовом сценарии, грузоперевозки в 2023 году вырастут до 343,16 тыс. тонн, при оптимистичном— до 391,17 тыс. тонн.

Если говорить о видах ж/д сообщения, то при базовом сценарии УЗ будет сокращать транзитные перевозки — с 16,28 тыс. тонн в 2018 году до 13,4 тыс. тонн в 2023 году. Однако в УЗ планируют взамен наращивать импорт и экспорт и внутренние перевозки.

Виды ж/д сообщения, базовый сценарий, тыс. тонн

Год Транзит Импорт Экспорт Внутренние перевозки
2018 16,28 43,27 106,28 153,95
2023 13,4 46,42 118,85 164,5
2025 13,26 47,92 123,35 167,21
2030 12,92 54,31 135,52 175,73

Примечательно, что данные УЗ по грузоперевозкам в прошедшем 2018 году в базовом и оптимистичном сценариях отличаются.При оптимистичном сценарии все виды ж/д грузоперевозок будут расти.

Так, "по базовому сценарию" в 2018 году УЗ перевезла транзитом 16,28 тыс. тонн, а по оптимистическому — 16,37 тыс. тонн.

Виды ж/д сообщения, оптимистичный сценарий, тыс. тонн

Год Транзит Импорт Экспорт Внутренние перевозки
2018 16,37 43,6 106,46 154,52
2023 16,52 42,48 138,66 193,5
2025 16,67 44,32 159,36 201,23
2030 17,25 50,89 186,29 223,54

Единственный момент — в УЗ планируют к 2030 году значительно сократить перевозки угля. По данным ведомства, потребление угля уменьшиться за счет увеличения эффективности производства и использования альтернативных источников энергии.Прогноз по видам грузов никаких особых изменений до 2030 года не показывает. Напомним, что по данным на 2017 год основными грузами УЗ были: железная руда (77,1 млн тонн), уголь (72,9 млн тонн), стройматериалы (41,7 млн тонн), зерно (31,2 млн тонн), черные металлы (27,3 млн тонн) и нефтепродукты (12,8 млн тонн).

Также в ж\д компании говорят, что при базовом сценарии уровень перевозок нефти и нефтепродуктов останется на прежнем уровне — виной тому стагнация рынка нефтепродуктов без новых производственных возможностей.

Однако при оптимистичном сценарии, объемы перевозок будут увеличены "за счет увеличения объемов потребления и "активизации украинской нефтеперерабатывающей промышленности".

Как известно, сейчас в Украине работает лишь один нефтеперерабатывающий завод - Кременчугский НПЗ, которым оперирует компания "Укртатнафта" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

Будут расти перевозки железной руды и черных металлов, зерна и продуктов помола, стройматериалов. Под вопросом рост ж/д перевозок угля, нефтепродуктов и химудобрений.

Грузоперевозки по виду груза, базовый сценарий на 2030 год

Вид груза Прогнозированный объем, тыс. тонн
Железная руда 80,75
Минбудматериалы (подозреваю, что это стройматериалы) 74,3
Зерновые 52,77
Уголь 43,43
Черные металлы 28,69
Удобрения 13,2
Нефть и нефтепродукты 12,41
Другое 51,71
Всего (это я посчитала) 357,26

Грузоперевозки по виду груза, оптимистичный сценарий на 2030 год

Вид груза Прогнозированный объем, тыс. тонн
Железная руда 118,82
Минбудматериалы (подозреваю, что это стройматериалы) 115,63
Зерновые 61,24
Уголь 44,69
Черные металлы 33,59
Нефть и нефтепродукты 20,72
Удобрения 16,72
Другое 64,65
Всего (это тоже я посчитала) 476,06

Также в УЗ планируют существенно нарастить мультимодальные перевозки.Грузоперевозки по виду груза, оптимистичный сценарий на 2030 год

На сегодня УЗ обеспечивает 22% перевозки контейнеров с/до портов. Остальной объем перевозится автотранспортом.

В компании хотят увеличить число контейнерных поездов и привлечь дополнительно объемы контейнерных перевозок транзитом через Украину поездов между ЕС и Китаем, Ираном и Индией.

Базовый сценарий — увеличение доли перевозок контейнеров с/до портов в 2025 году до 35%, в 2030 году — до 45%. А также плюс один контейнерный поезд транзитом через Украину.

Оптимистичный сценарий — увеличение доли перевозок контейнеров с/до портов в 2025 году до 45%, в 2030 году — до 55%, а также плюс два контейнерных поезда транзитом через Украину.

Стратегия "Укрзализныци" до 2023 года допускает возможность восстановления прекращенного в марте 2017 года ж/д сообщения с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской области.

Если такой сценарий состоится, объем перевозки угля в Донецкий и Луганский регионы в 2021 году составит 40% (от показателей 2016 года), железной руды — 30%, черных металлов — 15%. К 2030 году объемы перевозок увеличатся вдвое.

Пассажирские перевозки

Как и в грузовых, в секторе пассажирских перевозок будет создана вертикаль по управлению ними.

Основное изменение — это будущее разделение общественно важных и коммерческих перевозок дальнего сообщения.

В ж/д компании хотят, чтобы общественно важные перевозки определялись центральными органами исполнительной власти, которые должны компенсировать траты на их содержание и функционирование вне зависимости от стоимости поездки.

К коммерческому сегменту в УЗ рекомендуют отнести перевозки в купе, СВ-вагонах, а также перевозки в скоростных и ускоренных поездах. Цены на такие поездки должны быть установлены на уровне рентабельности.

В целом, наличие Стратегии развития — большой плюс для УЗ. Не понятно, почему УЗ заложила два сценария роста грузоперевозок и почему планируется только рост.

Главный мотив стратегии - продолжение реформирования с целью построить на базе УЗ рентабельный бизнес, а не источник субсидий для крупных грузоперевозчиков и пригородного пассажирского сообщения.

Слабое место Стратегии - полная зависимость УЗ от решений Кабмина, которыми должны будут предоставлены компенсации за социальную функцию железных дорог.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику