БизнесЦензор

31.05.19 08:47

Зачем ГФС и полиграфкомбинат "Украина" придумали новую акцизную марку

Автор: Василий Мельник

Производители подакцизных товаров опасаются повышения цен после "редизайна" акцизных марок и возможной остановки производства из-за их нехватки. Почему вместо внедрения европейских правил, ГФС пытается "изобрести велосипед" в системе учета подакцизной продукции?

Зачем ГФС и полиграфкомбинат Украина придумали новую акцизную марку 01

Сегодня подакцизная продукция маркируется бумажной акцизной маркой, которая изготовляется госпредприятием "Полиграфический комбинат "Украина" по изготовлению ценных бумаг" (ПК "Украина").

Это предприятие находится в сфере управления Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), которое возглавляет первый вице-премьер Степан Кубив.

К подакцизной продукции относятся алкоголь и табачные изделия. Также акцизом в стране облагаются нефтепродукты. Но по понятным причинам бумажные акцизные марки для них не производятся.

Стоимость акцизной марки для одной пачки сигарет составляет 9 копеек. На первый взгляд, это мало. Но если посчитать объемы, выручка ПК "Украина" ощутима.

В 2018 году в Украине было произведено 84,83 млрд сигарет из которых на экспорт ушло 28 млрд штук (они не облагаются акцизом в Украине). Кроме того, 0,95 млрд сигарет было легально импортировано.

Таким образом, акцизная марка была продана примерно для 2,9 млрд пачек по 20 сигарет, или на 260 млн грн. Это не считая, дохода от акцизных марок для алкогольных напитков. Там статистику подбить сложнее из-за высокой доли контрафакта.

Примечательно, что Ассоциация "Укрспирт", которая объединяет крупнейших производителей алкоголя, не стала отвечать на запрос БЦ относительно акцизных марок.

В ПК "Украина" на запрос БЦ сообщили, что согласно приказа СБУ №440 от августа 2005 года технические сведения о марках акцизного налога являются государственной тайной.

Бесконечная реформа

Последние несколько лет правительство и Государственная фискальная служба (ГФС) пытались внедрить систему контроля "Электронная акцизная марка".

В июле 2016 года своим распоряжением №497 Кабмин утвердил Концепцию создания и внедрения автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий) "Электронная акцизная марка".

В соответствии с документом, электронный акциз должен был быть внедрен до конца 2018 года. Однако распоряжение правительства не было выполнено ГФС.

Что такое электронная акцизная марка? Согласно документу Кабмина, система представляет собой программное обеспечение, которое свяжет реестр акцизных накладных с регистраторами расчетных операций (РРО).

На самой акцизной марке будет напечатан специальный код, который должен считываться "неспециализированными приборами". Например – с помощью смартфона.

"Это позволит получать оперативную и достоверную информацию о подакцизных товарах и их перемещениях на каждом этапе реализации потребителям", - сказано в Концепции.

Зачем ГФС и полиграфкомбинат Украина придумали новую акцизную марку 02

Грубо говоря, в любой момент представитель контролирующего госоргана сможет считать акцизный код и посмотреть, кем была произведена пачка, кому, где и когда продана по всей цепочке.

Главная цель внедрения такой системы – усиление контроля за оборотом подакцизной продукции и сокращение контрафакта.

Несмотря на истечение сроков реализации Концепции, в начале 2019 года ГФС реанимировало проект. В апреле состоялась встреча представителей ГФС и ПК Украина, на которой в нескольких слайдах была презентована новая система учета подакцизных товаров.

Тогда же Ассоциация "Укртютюн", которая защищает интересы производителей табачных изделий, обратилась с открытым письмом к президенту и правительству. В нем табачники указывают на то, что производители не были приглашены на встречу, подготовка к новым правилам ведется втайне, а их эффективность сомнительна.

"Нам не понятно, в чем именно заключается принципиальное отличие этой системы от аналогичной, которую неоднократно пытались ввести в течение последних пяти лет. Имеется в виду система, основанная на использовании бумажной акцизной марки с дополнительными защитными элементами, которая дополнена базовыми функциями электронной идентификации. В чем ее инновационность – большой вопрос", - написали в Ассоциации "Укртютюн" на запрос БЦ.

Другими словами, пока что реформа выглядит, как изменение дизайна акцизной марки с добавлением кода.

Как это работает в Европе?

В мире есть четыре крупнейших табачных корпорации: British American Tobacco (BAT), Philip Morris International (PMI), Japan Tobacco International (JTI) и Imperial Tobacco Group (ITG). На них в совокупности приходится 70% мировых продаж сигарет, исключая Китай.

Все четыре компании представлены в Украине. BAT владеет "А/Т Табачная компания "В.А.Т.-Прилуки", PMI – "Филип Моррис Украина", JTI – "Джей Ти Интернешнл Компани Украина", ITG – "Империал Табако Юкрейн".

В 2005 году одна из компаний – PMI – разработала систему под названием Codentify для отслеживания и контроля своей продукции. Ее суть в том, что в процессе производства каждая сигаретная пачка маркируется уникальным видимым кодом (Codentify), который позволяет аутентифицировать ее на центральном сервере.

Codentify представляет собой 12-значный код, который печатается на нижней грани пачки. Производимые в Украине сигареты также маркируются этим кодом.

Зачем ГФС и полиграфкомбинат Украина придумали новую акцизную марку 03

Диапазон данных, который может быть зашифрован в код, включает дату и время изготовления, машину изготовления, код акцизной марки, размер и тип упаковки, рынок назначения и цену.

В 2010 году PMI бесплатно предоставила лицензию на Codentify своим конкурентам: BAT, JTI и ITG. В 2013 году четыре компании создали Ассоциацию цифрового кодирования и отслеживания (DCTA, Digital Coding and Tracking Association).

Ее главная цель – помочь правительствам бороться с контрабандой, контрафактом (подделкой) и уклонением от уплаты налогов.

В 2016 году табачники передали технологию компании Inexto из французской группы Impala. Это было сделано из-за критики относительно того, что отрасль сама контролирует систему учета своей продукции.

Сейчас система работает под брендом Inexto для отслеживания и контроля за табачной продукцией в рамках Европейского союза. Несмотря на критику со стороны антитабачных организаций, на сегодня это самая продвинутая система для борьбы с контрабандой и контрафактом табачных изделий.

Таким образом, ГФС и ПК "Украина" пытаются изобрести велосипед. Система электронной акцизной марки уже давно работает в ЕС. А с подписанием Ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательства синхронизировать свое законодательство с европейским.

Какие последствия новации ГФС?

В 2018 году объем нелегальных продаж сигарет в Украине составил от 3 до 5 процентов рынка. Согласно исследованию компании Kantar TNS, более 90% всех нелегальных сигарет в Украине составляет продукция, которая вообще не маркирована украинскими акцизными марками.

Выходит, секретные новации ГФС никак не повлияют на объемы нелегальных продаж. Зато изменение дизайна акцизной марки по запатентованной технологии несет в себе коррупционные риски.

Акцизных марок может "не хватить" на всех производителей. Может значительно подорожать их производство.

В ГФС запрос БЦ на эту тему проигнорировали.

"Мы видим необходимость в обязательном тестировании любой системы на производственных мощностях компаний-производителей перед ее введением. В противном случае, существует риск временной приостановки производства, которое будет невыгодно как для производителей, так и для государства", - сообщают в ассоциации "Укртютюн".

При этом, украинские табачные компании не отказываются оплачивать государству стоимость акцизной марки, а предлагают перенести его в акцизный налог, как это происходит в Евросоюзе.

Таким образом будут устранены вопросы производителей к непрозрачному формированию стоимости акцизной марки. Впрочем, проблема неэффективности предлагаемой акцизной марки остается.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику