БизнесЦензор

12.12.18 08:47

Почему американский Boeing не использует украинский титан

Автор: Андрей Бондаренко

Как американские и европейские поставщики титанового сырья вытесняют украинский ильменит с рынка гражданских лайнеров?

Почему американский Boeing не использует украинский титан 01

Американские и европейские санкции в отношении России, не сузили торговые отношения между этими странами, как ожидалось. Наоборот, некоторые из них даже укрепились. По крайней мере, в титановой сфере. И, в очередной раз – в ущерб Украине.

Санкции заработкам не помеха

Речь идет о поставках титанового сырья российской ВСМПО-АВИСМА, которое на протяжении трех последних лет успешно перестраивается с украинской ильменитовой руды и шлака на американский и норвежский.

Согласно данным консалтинговых компаний, в 2016 году поставки ильменитового концентрата с повышенным содержанием TiO2 в объеме 13,3 тыс. тонн осуществила Southern lonic Inc с американской пропиской в West Point.

Компания известна рынку как производитель химикатов. Она заработала на продажах ильменита россиянам $2,3 млн.

В 2017 году продажи ильменита ВСМПО-АВИСМА американцами резко выросли – почти в 3,5 раза до 45,7 тыс. т. А объем выручки по контрактам достиг $12,7 млн.

Большую часть поставок осуществила уже упомянутая Southern lonic Inc. К ней примкнула норвежская титановая компания TiZir TTI. Компания специализируется на дообогащении ильменита, контролируется немецкой Kronos, одним из лидеров рынка титана.

В 2018 году на рынке поставок титановой руды появляется новый игрок - Millennium Chemicals do Brazil. Под этим названием кроется второй по мировым меркам производитель диоксида титана и лидирующий производитель титановых химических продуктов – Cristal со штаб-квартирой в США.

Как мы уже сообщал БЦ, эта компания снабжает ильменитом другое российское производство – "Крымский ТИТАН". Cristal заработал на отгрузках в оккупированный Крым почти $4 млн. Примечательно, что эта компания торговала по ценам в 2 раза выше рынка в виду отсутствия конкуренции.

Травля как инструмент конкуренции

Именно на пике роста продаж иностранцами руды для производства титана ВСМПО-АВИСМА, в Украине начинается активная кампания под названием – "остановите поставки отечественного титанового сырья в оккупированный Крым и на ВСМПО-АВИСМА".

Якобы, Россия использует украинский титан для производства оружия.

На самом деле, усилиями американских и русских "партнеров", украинский титан так и не был сертифицирован для мировой аэрокосмической отрасли. Теперь он имеет крайне узкий спектр покупателей, которые могут переработать украинский титан для дальнейшего потребления.

В свою очередь, отечественное титановое сырье, наравне с другими странами-поставщиками, используется мировыми потребителями для производства титана под аэрокосмическую отрасль, включая всю гражданскую авиацию.

Российское ВСМПО-АВИСМА ежегодно нуждается примерно в 120 тыс. т ильменитового концентрата. До того, как испортились отношения Киева и Москвы, примерно эти же объемы руды россиянам поставляли четыре украинских предприятия.

Например, титановый шлак и губку для ВСМПО-АВИСМА отправлял Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК). И если до конфликта с Москвой, Украина отгружала титана до 20 тыс. т в год в адрес этого предприятия, то в 2017 году поставки снизились до 5 тыс. т, а в 2018 – до 3 тыс. т.

Потери на лицо, как и выигрыш американцев и европейцев, активно занимающих освободившуюся титановую нишу за счет своих поставок шлака и губки, которые выросли до тех же 20 тыс. т в 2018 году.

Почему американцы?

ВСМПО-АВИСМУ связывают с американцами давние коммерческие отношения, а именно – с компанией Boeing, мировым лидером по производству гражданских самолетов. В 1997 году Boeing заключил первый контракт с россиянами по поставке заготовок и титановых сплавов.

По информации экспертов, именно из украинского ильменита изготавливалась продукция для Boeing. Впоследствии это сотрудничество окрепло.

В 2007 году компании создают совместное предприятие – "Урал Боинг Мануфэктуринг" (UBM) на паритетных началах на базе одного из предприятий ВСМПО-АВИСМА в городе Верхняя Салда (РФ).

В июле 2009 года СП начинает работать. На открытие приезжал лично министр торговли США Гари Лок – так важно американцам это сотрудничество. Это направление считается успешным. Ural Boeing Manufacturing работают над обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров.

В июне 2010 года Boeing и ВСМПО-АВИСМА объявили о подписании 5-летнего соглашения на поставку титановых штамповок и штамповок первичной механической обработки для использования на Boeing 787, 777 и 737.

В апреле 2010 предприятие UBM было сертифицировано в соответствии с требованиями международного стандарта качества в авиационной промышленности AS9100.

В настоящий момент, UBM производит титановые штамповки и штамповки первичной механической обработки для программ 737, 777 и 787. В 2011 году владельцы объявили о плане по расширению мощностей UBM на 30% за счет инвестиций в приобретение дополнительных станков, которое направлено на поддержку программы 787.

К концу 2011 года штат сотрудников UBM превысил 100 человек, а производственные площади компании – 10 000 квадратных метров. Окончательная обработка штамповок осуществляется Boeing на производственном предприятии в городе Портланд, штат Орегон, США. А также – другими субподрядчиками.

Кроме того, титановая стружка из UBM отправляется назад в ВСМПО-АВИСМА, обеспечивая эффективный замкнутый цикл поставок.

В ноябре 2013 Boeing и "Ростех", куда входит ВСМПО-АВИСМА, подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству второго завода в рамках совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing (UBM). Планировалось, что завод будет построен в "титановой долине" на Урале.

В декабре 2016 года Boeing и ВСМПО-АВИСМА объявили о планах по расширению предприятия Ural Boeing Manufacturing. И в сентябре 2018 года была открыта новая производственная площадка совместного предприятия на территории особой экономической зоны "Титановая долина" в Свердловской области.

Новое предприятие осуществляет механообработку титановых штамповок для самолетных программ Boeing Commercial Airplanes, включая новые модели 737 MAX, семейства 787 и 777X. Россияне хвастаются, что основная балка шасси на самолете-мечте – модели Boeing Dream Liner 787 – российская.

И это при том, что санкции со стороны США были введены в конце 2017 года лично против главы "Ростеха" Сергея Чемезова, что он российскому изданию "КоммерсантЪ" прокомментировал в декабре 2017 года, как "конкретный пример недобросовестной конкуренции". И сообщил, что по нему ограничения не ударили, а корпорации коснулись.

Двойные стандарты или кампания по устранению

Очевидно, речь идет о двойных стандартах в отношениях между русскими и американцами. Иначе как объяснить тот факт, что американские компании ринулись сокращать дефицит поставок титанового сырья на ВСМПО-АВИСМА в ущерб украинским такими высокими темпами?

Украинских поставщиков обвинили, по сути, в измене национальным интересам, что является абсурдом, учитывая стратегическую важность титана и титанового сырья, выгоды для украинского бюджета от его экспорта.

В настоящее время ВСМПО-АВИСМА обеспечивает 60% поставок титанового сырья для Boeing, 80% - Airbus, 100% - Embrayer, 100% - Rolce-Royes, а также – 100% для Bombardier.

И ни одна страна не кричит о ракетах и вооружении, мирно покупая гражданский титан, в отличии от Украины, которая старается регулярно милитаризировать данный бизнес.

Назовем вещи своими именами. ЗТМК, "Мотор-Сич", ОГХК, "Антонов" – украинских поставщиков осознанно и грубо выбрасывают из престижнейшего премиального рынка гражданского самолетостроения, прикрываясь идеей якобы нанесения вреда собственному народу.

Циничная кампания, исход которой только один – пассажиры всего мира больше не будут летать на Boeing или Airbus из украинского титана. Да и на украинских самолетах тоже.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику