БизнесЦензор

03.12.18 16:14

Почему депутаты не запретят выкладку сигарет на прилавках

Автор: Андрей Бондаренко

До конца года Верховная рада может рассмотреть проект закона №4030а, которым предлагается ввести запрет на выкладку сигарет на прилавках торговых точек, чтобы они были визуально недоступны потребителям. И с большой долей вероятности закон принят не будет.

Почему депутаты не запретят выкладку сигарет на прилавках 01

Проект закона №4030а "О внесении изменений взаконодательные акты (относительно защиты общественного здоровья от вредного влияния табачного дыма)" был зарегистрирован еще в 2016 году.

Его авторы - депутаты Ольга Богомолец, Олег Мусий, Анна Гопко и другие.

Документ лоббирует общественная организация "Життя", которая финансируется, в основном, фондом американского миллиардера МайклаБлумберга. Этот фонд ведет антитабачную кампанию по всему миру.

Прямые оппоненты запрета на выкладку – табачные компании и розничные продавцы, которые могут серьезно пострадать или исчезнуть.

Есть и третья сторона процесса, из-за которой депутаты, скорее всего, откажутся голосовать за этот документ. Это –государственный бюджет.

Почему депутаты не запретят выкладку сигарет на прилавках 02

Майкл Блумберг (слева)

Плата за грех и как помощь бюджету

Табачная отрасль в последние годы была зарегулирована. В Украине был введен запрет на курение в ряде общественных мест.В частности – в госучреждениях и заведениях общепита. Была тотально запрещена реклама табачных изделий.

Постоянно повышаются акцизные ставки, введение которых автоматически ведет к подорожанию сигарет и, как следствие, сокращению курения.Точнее –к сокращению курения дорогих сигарет.

Повышение акцизов на 20% в 2019 бюджетном году было запланировано еще два года назад.Согласно нормам Евросоюза, минимальная акцизная ставка – 90 евро на тысячу сигарет.

Украина взяла на себя обязательство приравнять акцизы к европейским в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Речь идет не об одномоментном росте акцизов, а постепенном.

В противном случае, пачка сигарет, еще вчера стоившая 20 гривен, сегодня стоила бы больше 100.

В 2017 году парламент утвердил ежегодное повышение акцизов на 20% до 2025 года. Однако в план повышения ставок уже начали вноситься коррективы. На 9% акцизы вырастут дополнительно с июля следующего года.

Рост акцизов, или"налогна грех", решает две задачи одновременно: он действительно вынуждает курильщиков задуматься о том, чтобы бросить курить или не начинать, а также дает больше средствв бюджет.

Повышать акцизы на аддиктивную (пагубную) продукцию чаще всего заинтересованы не поборники здорового образа жизни, а правительство. Ежегодного табачная промышленность Украины уплачивает в казну около 50 млрд грн акцизов.И это не считая других налогов и сборов.

Любое правительство заинтересовано в этих деньгах.А в настоящее время – особенно.Нужно финансировать армию, Пенсионный фонд и другие важные статьи расходов.

Почему депутаты не запретят выкладку сигарет на прилавках 03

Выживут не все

По оценкам Национальной организации розничной торговли (НОРТ), сразу после введения запрета на видимую выкладку сигарет доходы одной торговой точки сократятся на 20%.Это показал проведенный эксперимент – пачки сигарет закрыли от глаз покупателей, и продажи резко упали.

НОРТ прогнозирует, что этот запрет приведет к полному исчезновению 15-30% торговых точек.Это потянет за собой потерю рабочих мест и сокращение поступлений в бюджеты всех уровней. Большие деньги потеряет табачная промышленность.А вместе с ней –госбюджет, армия, ПФ и так далее.

Нет гарантий, что этим законом будет достигнута главная его цель, которую декларируют авторы– улучшение здоровья украинцев, сокращение числа курильщиков и закрытие доступа к сигаретам несовершеннолетних.

Опыт 21 страны, где был введен запрет на выкладку сигарет, оказался неоднородным. В некоторых странах доля курильщиков никак не уменьшилась, а даже возросла.

Секрет заключается в том, что в табачной отрасли, как и в любой другой, усиление регулирования приводит к переходу потребителей на более дешевую и менее качественную продукцию, а также к росту контрафакта и контрабанды.

Поскольку Украина – один из лидеров Европы по контрабанде, сопредельные государства усиливают таможенный контроль, что увеличивает сроки прохождения границы для транспорта и наносит ущерб всем импортерам и экспортерам любой другой продукции.

Согласно исследованию Института экономических исследований и политических консультаций, до 2001 года, когда в Исландии, Швеции и Норвегии ввели запрет на выкладку сигарет, людей, которые никогда не курили было 44,8%, а после 2001 года – 42,1%.

То есть, курильщиков стало не меньше, а больше. А число постоянных курильщиков выросло с 25 до 25,5%. Уровень курильщиков в возрасте от 15 до 24 лет вырос с 14,4 до 17,5% в год запрета на видимую выкладку.

Вследствие дальнейшего роста акцизов этот уровень снизился до 15,2%, но все равно оказался выше, чем до введения запрета.

Нельзя делать однозначный вывод о том, что запрет выкладки как-то поможет здоровью. Фактически, запрет на выкладку не решает проблему здоровья, а усугубляет.

В Комитете Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политикиговорят, что неоднократно пытались выработать взвешенное решение, которое устроит все стороны.Некоторые члены комитета считают, что вопросы экономики игнорировать нельзя.

В случае с законом №4030а речь не идет об улучшении состояния здоровья, поскольку запрет на выкладку ее не решает. Но он приведет существенному сокращению налоговых сборов, росту контрабанды и производства контрафактной продукции.

По оценкам Министерства финансов, потери госбюджета от запрета на выкладку сигарет, составят 3,7 млрд грн, а местных бюджетов – еще 200 млн грн. Эти цифры основаны на данных авторов запрета. Каковы источники – неизвестно.

Авторы утверждают, что сокращение продаж в других странах, после исчезновения сигарет из поля зрения покупателей, составило от 5 до 18%, то есть в среднем на 11,5%.

В любом случае, согласно Бюджетному кодексу, авторы проектов законов, предлагая новые нормы, за которыми следует сокращение поступлений в бюджет, обязаны или предложить механизмы компенсации потерь, или указать, на что именно они хотели бы сократить финансирование.

Этого сделано не было и не могло быть, поскольку найти источник доходов размером почти в 4 млрд грнне представляется возможным в принципе. Кроме того, если эти деньги не заплатят табачные компании, заплатить должен будет кто-то другой.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) считает, что высока вероятность обострения ценовой конкуренции между производителями из-за запрета на выкладку сигарет.Это негативно скажется на обороте сигарет в розничной торговле.

Такая ситуация приведет к стимулированию антиконкурентного перераспределения розничного рынка в пользу крупных сетевых супермаркетов. В свою очередь, это приведет к росту незаконной торговли.

Эксперты за правду

По мнению экспертов Главного научно-экспертного управления Верховной рады (ГНЭУ ВР), табачный рынок уже в достаточной мере зарегулирован, а проект №4030а является чрезмерным и сомнительным с точки зрения достижения его задач.

Эксперты ГНЭУ ВР отметили, что норма проекта закона, запрещающая курение даже в специально отведенных местах с вытяжкой, приведет к тому, что все начнут курить вокруг зданий, а это не уменьшит случаи пассивного курения, а увеличит.

Авторы документа ссылаются на Конвенцию Всемирной организации охраны здоровья, согласно которой, якобы, запрещено курить в любых помещениях всех форм и собственности, но при этом в тексте Конвенции об этом не сказано ни слова.

Наконец, в вопросе незаконной продажи сигарет несовершеннолетним эксперты сошлись во мнении, что нет недостатка в законодательном регулированием торговли табаком, но есть недостаток в исполнении законов и организации контроля.

Продажа сигарет несовершеннолетним процветает. При этом контролирующие органы бессильны или бездействуют. Несложно предположить, что запрет на выкладку будет контролироваться так же. Или же возрастут расходы бюджетов на контроль. Но и так, и так за этим последует рост коррупции.

Законодательный спам

Только осенью 2018 года в парламенте были зарегистрированы 17 проектов законов относительно регулирования табачной отрасли.Большая их часть – о налогах.

После того, как в прошлом году Рада поддержала поэтапный график повышения акцизов до 2025 года, это выглядит странным.

По количеству законопроектов Украина бьет рекорды всей Европы. И, как правило, законодательный спам характеризуется отсутствием убедительных обоснований и расчетов.

Авторы запрета на выкладку сигарет тоже не анализировали ни поведение курильщиков, ни реальные экономические последствия своей идеи, они не могут дать прогнозов последствий и практически не ведут диалог со всеми заинтересованными сторонами.Форма общения – ультимативная.

И такое случается не только с проектами законов о табачной отрасли, а и со многими и многими другими.

"Иногда кажется, что люди у власти не могут или не хотят достичь консенсуса ради качественного регулирования вопроса, поэтому занимаются "спамингом" законопроектов", - говорит замдиректора Европейской бизнес-ассоциации Светлана Михайловская.

Законодательный спам также характеризуется наличием массы ошибок. В частности, в 2015 году появился проект закона о регулировании табачной отрасли №2430, который был настолько неграмотным даже с литературной точки зрения, что его пришлось отклонить сразу же.

Ему на смену пришел проект №2820, запрещающий производство пачек со скошенными краями и сигарет с вкусовыми добавками.В него перекочевали те же ошибки.

"Важно уменьшать объемы законодательного мусора. Нужно разрабатывать стабильное и понятное законодательство, выполнять правила и регламенты, избегать популизма, мыслить стратегически, думая о конечном результате", - считает Михайловская.

Например, у проекта №4030а появился клон - №4030-1. Второй документ предлагает в три раза увеличить стоимость лицензии на право торговли сигаретами. Это приведет к уничтожению малого и среднего бизнеса и созданию новой монополии. Но монополия никак не поможет бюджету страны.

От роста акцизов и новых запретов в табачной отрасли финансово страдают буквально все: производители, потребители, розница, смежные отрасли.

Дополнительные запреты, даже во имя благой цели, но с сомнительными последствиями, ставят под сомнение само существование проекта закона №4030а.

Но антитабачные активисты оказывают публичное давление на спикера парламента Андрея Парубия и других депутатов, вынуждая их поставить документ на голосование.

Табачные компании предпочитают публично не высказываться по этому вопросу, хотя их это касается напрямую.

Понимая все это, депутаты с момента регистрации этого проекта закона в 2016 году так и не поставили и уже вряд ли поставят документ на голосование, не смотря на то, чтоон уже появился в графике работы Рады.

Вдобавок ко всему приближаются парламентские выборы, и депутатам-мажоритарщикам будет трудно объяснить своим избирателям, почему подорожали сигареты и почему их вообще нельзя найти в магазинах.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику