БизнесЦензор

17.04.18 14:56

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго

Автор: Сергей Головнев

Почему выгоду от внедрения стимулирующего тарифа для облэнерго должны были получить Макар Пасенюк, Константин Григоришин, российские инвесторы из группы VS Energy и Ринат Ахметов?

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго 01

Фото: Макар Пасенюк, Александр Бабаков и Константин Григоришин

Последние два года в Украине активно обсуждается вопрос о введении так называемых RAB-тарифов для операторов региональных электросетей (облэнерго).

Сейчас тариф для облэнерго формируется по схеме cost plus (затраты плюс). При такой модели сумма всех затрат компании делится на объем переданной электроэнергии. К этому прибавляется процент рентабельности, который сегодня составляет 5%. Так формируется тариф.

При такой модели у собственников компаний отсутствует мотивация вкладывать в сети собственные средства. Или, тем более, брать кредиты в банках под эти цели. Ведь все средства, вложенные ими в сети, принесут менее 5% доходности в год. Из-за этого региональные сети устаревают и не обновляются, практически не строятся новые.

Чтобы получить прибыль с активов, собственники облэнерго используют две возможности. Компании или воруют на закупках – покупают товары у связанных поставщиков по завышенной цене, или берут дополнительные деньги за подключение к своим сетям.

Что такое RAB-тариф?

Чтобы изменить философию работы распределительных электросетей, Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) еще в 2015 году запланировала внедрение стимулирующего тарифа или, как его называют, RAB-тарифа.

Regulatory Asset Base (RAB) переводится, как регулируемая база инвестиционного капитала. Суть такого подхода в том, что тариф напрямую зависит от вложенных инвестиций. RAB может применяться ко всем природным монополиям – электрическим, газовым, тепловым или водоснабжающим сетям. RAB-тарифы применяются в большинстве развитых стран.

Какую нормативную базу подготовила НКРЭКУ для внедрения RAB-тарифа? Последняя версия параметров прописана в постановлении Комиссии от № 1009 от 23 июля 2013 года. Нынешнее руководство НКРЭКУ несколько раз вносило в нее изменения. Последние – летом 2017 года.

Согласно документу, после перехода на стимулирующий тариф распределяющая компания в течении первого регуляторного периода будет получать 12,5% в год от стоимости активов на дату перехода на RAB. Первый регуляторный период длится три года.

Не меньше половины средств от полученного дохода в первый регуляторный период компании обязаны реинвестировать в сети. На вложенные в модернизацию сетей средства, со следующего года компания будет получать еще 12,5% в год.

Ставка 12,5% была выбрана Регулятором не случайно. На момент внесения изменений в постановление в июле 2017 года, именно такой размер имела учетная ставка Нацбанка – показатель, от которого зависит стоимость денег в стране. По состоянию на апрель 2018 года учетная ставка НБУ составляет 17%.

При переходе на RAB, облэнерго продолжат получать тариф по модели cost plus. Однако каждый год он будет уменьшаться на один процент.

Предполагается, что в первые годы действия стимулирующих тарифов облэнерго модернизируют сети, чтобы сократить потери электричества при передаче и снизить количество аварийных отключений.

Чем эффективнее они будут управлять своей инфраструктурой, тем большей будет капитализация бизнеса и тем больше средств они получат в качестве дохода.

Дьявол в деталях

К "первой волне" перехода на RAB Комиссия подготовила 11 распределяющих компаний. Ключевым вопросом в этой подготовке стала стоимость актива в момент его перехода на стимулирующий тариф. От этого напрямую зависит доход компаний.

Весной 2016 года Фонд госимущества (ФГИ) под руководством Игоря Билоуса по согласованию с НКРЭКУ изменил методику оценки облэнерго. В соответствии с проведенными переоценками десятка облэнерго, стоимость их активов – равно старая база для начисления дохода – выросла вдвое.

Распределяющие компании, переоцененные по новой методике ФГИ 

Энергопоставляющая компания Стоимость (млрд грн) Собственники
1 ДТЭК Днепроблэнерго 13,36 Ринат Ахметов
2 Киевоблэнерго 12,95 VS Energy - Евгений Гиннер, Михаил Воеводин, Александр Бабаков
3 Киевэнерго 9,46 Ринат Ахметов
4 Полтаваоблэнерго 8,49 Константин Григоришин, Игорь Коломойский
5 Винницаоблэнерго 8,1 Константин Григоришин, ICU
6 Сумыоблэнерго 7,53 Константин Григоришин, Игорь Коломойский
7 Кировоградоблэнерго 7,19 VS Energy - Евгений Гиннер, Михаил Воеводин, Александр Бабаков
8 Львовоблэнерго 7,18 Игорь Суркис, Григорий Суркис
9 Черниговоблэнерго 6,14 Константин Григоришин, Игорь Коломойский
10 Прикарпатьеоблэнерго 4,95 Игорь Суркис, Григорий Суркис
11 Центральная энергетическая компания (Днепр) 1,92 Константин Григоришин

С 2015 года НКРЭКУ руководит Дмитрий Вовк. Ранее он работал в компании ICU (Investment Capital Ukraine – "Инвестиционный капитал Украины"). Она стала кузницей кадров для президента Петра Порошенко, который назначил представителей компании в три государственных регулятора.

В прошлом совладелец ICU Валерия Гонтарева с июня 2014 по май 2017 года возглавляла Нацбанк. Выходец из ICU Александр Животовский с июля 2014 года до сегодня возглавляет Нацкомиссию по регулированию связи и информатизации (НКРСИ).

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго 02

Фото: Дмитрий Вовк

Первоначально Дмитрий Вовк готовил модель RAB с учетом того, что ставки на старый и новый капитал будут разными. 5% – на стоимость активов и 14,75% – на инвестиции в модернизацию сетей.

Однако с 2015 года потенциальная модель инвестиционного тарифа для облэнерго постоянно менялась, предполагая все больший и больший доход для собственников распределяющих компаний.

Необходимость одинаковой ставки на старую и новую базу капитала, а также переоценку стоимости активов в сторону увеличения Вовк поясняет тем, что энергокомпаниям нужны средства для инвестиций в модернизацию сетей.

Аргументы в пользу своей модели Дмитрий Вовк приводил в презентациях НКРЭКУ – от сентября 2016 года и от марта 2018 года.

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго 03

Фото: Слайд из презентаци НКРЭКУ от 3 марта 2018 года

В большинстве стран, где применяется RAB-тариф, ставки на новую и старую базу действительно одинаковы. Однако в украинских условиях такой подход будет означать, что собственники получат доход на капитал, который они не вкладывали.

Например, американская компания AES Corporation в начале 2013 года продала 89,1% акций "Киевоблэнерго" и 84,6% "Ривнеоблэнерго" словацкой компании VS Energy International N.V. за $113 млн. Об этом американская корпорация сообщила в своем годовом отчете.

"Киевоблэнерго" вошло в список "первой волны" облэнерго, которые планируют перейти на RAB-тариф. Регулятор предлагает начислять собственникам 12,5% дохода на стоимость актива, которая по оценке ФГИ составила 13 млрд грн.

Эта сумма, с учетом нынешнего курса валюты, почти в 10 раз превышает средства, которые VS Energy потратила на покупку компании. При этом, лишь 50% от дохода собственники облэнерго будут обязаны реинвестировать в сети. Все остальное – их законная прибыль.

Почему Дмитрий Вовк так настаивал на внедрение RAB-тарифа именно в такой модели?

Сделка с инсайдом

Причиной может быть договоренность руководства ICU о выкупе нескольких облэнерго у нынешних собственников.

Руководитель ICU Макар Пасенюк – имеет имидж финансового консультанта президента страны и "серого кардинала" в его окружении. И Дмитрий Вовк, и Макар Пасенюк не отрицают, что регулярно общаются и прислушиваются к мнению друг друга.

Документы с условиями продажи облэнерго БизнесЦензору показал один из участников рынка на условиях анонимности. Переговоры велись между ICU и группой VS Energy, которую контролируют россияне Евгений Гинер, Михаил Воеводин и Александр Бабаков – депутат Госдумы РФ.

VS Energy принадлежат контрольные пакеты акций в семи украинских облэнерго, а также миноритарные пакеты еще в двух. Полный список собственников украинских облэнерго БЦ уже публиковал.

Суть сделки состояла в том, что VS Energy продает ICU контрольные пакеты акций "Киевоблэнерго" (89%) и "Черновцыоблэнерго" (96%). Но условием продажи было введение RAB-тарифов для облэнерго.

Чтобы партнеры друг друга "не кинули", предусматривалось привлечение так называемого Escrow Agent (депозитный агент). Escrow Agent – фирма, которая хранит документы и деньги сторон до тех пор, пока не будут выполнены условия сделки в полном объеме. И только потом отдает покупателю акции, а продавцу – деньги.

Предполагалось, что два облэнерго ICU купит не дороже $90 млн, хотя покупатель настаивал на сумме в $70 млн. Версия документа с условиями рассматривалась сторонами летом 2015 года.

В августе 2017 года еще одну версию такого соглашения опубликовал Александр Дубинский – ведущий программы расследований "Гроші" на телеканале "1+1" Игоря Коломойского.

В версии условий, которую Дубинской датирует осенью 2016 года, участвуют три стороны –ICU, как покупатель, VS Energy и группа "Энергетический Стандарт" Константина Григоришина, как продавцы.

Григоришин осуществляет контроль над пятью облэнерго, хотя в некоторых из них он владеет контрольными пакетами напополам с Игорем Коломойским.

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго 04

Фото: Игорь Коломойский

По новым условиям предполагалось, что ICU за $150 млн купит контрольные пакеты акций "Киевоблэнерго", "Черновцыоблэнерго" у VS Energy и "Винницаоблэнерго" у Григоришина. В последнем ICU и так принадлежит 25% акций.

Как и прежде, условием совершения сделки должно было стать внедрение RAB-тарифа.

Примечательно, что при утвержденной ставке на старую базу капитала (12,5%) и новой оценке стоимости активов, ICU могла вернуть вложенные в покупку $150 млн уже через полтора года действия RAB-тарифа только от "Винницаоблэнерго" и "Киевоблэнерго".

Дмитрий Вовк утверждает, что ему ничего не известно о договоренности его бывшего работодателя с собственниками распределяющих компаний. ICU утверждает, что "компания не была стороной подобных сделок".

"ICU не являлась стороной сделок, о которых идет речь в вашем запросе. Любой якобы документ, утверждающий обратное, является фейковым. Просим не распространять недостоверную информацию", - передала пресс-служба инвесткомпании слова Макара Пасенюка.

Кому выгоден и кому невыгоден RAB?

Интересно, что впервые информация о переговорах относительно продажи облэнерго с условием введения RAB-тарифа появилась у медиа-менеджера Коломойского.

У группы "Приват" есть миноритарные доли акций в шести облэнерго. Теоретически группа тоже получит выгоду от введения RAB. Кроме того, у Коломойского дружеские отношения с Михаилом Воеводиным – совладельцем VS Energy и . Оба они проживают в Женеве, периодически встречаются.

Однако гораздо большую прибыль Коломойский получает со своего ферросплавного бизнеса. Ему принадлежат два крупнейших ферросплавных завода в стране – Никопольский и Запорожский, а также рудники, которые обеспечивают сырьевую базу для них. Самым значимым ресурсом в себестоимости производства ферросплавов является электроэнергия.

При этом средства, необходимые для компенсации применения RAB, будут заложены в тариф для промышленных потребителей. Даже НКРЭКУ признает, что до имплементации закона о рынке электроэнергии, тарифы для населения расти не будут.

По словам Дмитрия Вовка, тарифы на электроэнергию для промышленности после введения RAB могут вырасти на 10%.

С Коломойским солидарен еще один крупный бизнесмен – Виктор Пинчук. Его электрометаллургическое производство значительно пострадает в случае применения RAB, так значительную долю в себестоимости его продукции занимают затраты на электроэнергию.

"ДТЭК Днепроблэнерго" Рината Ахметова, которое поставляет электричество заводам Пинчука, включено в "первую волну", имеет самую высокую стоимость активов в размере 13,36 млрд грн. Следовательно, в Днепропетровской области тарифы вырастут больше всего.

Каналы из медиа-группы Пинчука (в первую очередь ICTV) активнее всего критикуют условия стимулирующего тарифа, предложенные НКРЭКУ.

Не считая государственного Регулятора, больше всего внедрения RAB добиваются структуры Константина Григоришина и Рината Ахметова.

Кроме пакетов акций во многих облэнерго, Григоришин владеет предприятием "Запорожтрансформатор" (ЗТР) – единственным в стране производителем трансформаторного оборудования.

В случае внедрения RAB, не малая часть средств, которую облэнерго реинвестируют в сети, пойдет на закупку трансформаторного оборудования – основного элемента электросетей.

Именно Григоришин был инициатором создания Ассоциации операторов распределяющих электросетей в начале 2016 года. Ее главной миссией стало лоббирование RAB в Украине. В Ассоциацию вошли облэнерго Григоришина и VS Energy.

Мотивация Рината Ахметова также не сразу видна. Как собственник металлургического холдинга "Метинвест" и энергохолдинга ДТЭК, который управляет угольными шахтами, Ахметов – крупнейший потребитель электроэнергии в стране.

Зачем нужен стимулирующий тариф для облэнерго 05

Фото: Ринат Ахметов

Однако его активы покупают электричество у его же распределяющих компаний – "ДТЭК Высоковольтные сети" и "ДТЭК ПЭС Энергоуголь". Их сети расположены в Донецкой и Днепропетровской областях, параллельно с обычными облэнерго, которые также принадлежат Ахметову.

За счет того, что эти компании поставляют электроэнергию преимущественно крупным потребителям, потери в сетях и затраты на их обслуживание минимальны.

Тарифы на передачу энергии для этих двух компаний Ахметова в четыре раза меньше, чем средний тариф облэнерго по системе. Важно, что с 1 января 2017 года потребитель оплачивает тариф только своей распределяющей компании, а не средний по стране, как было раньше.

Таким образом, бизнесы Ахметова увеличение стоимости электроэнергии никак не затронет, в отличие от предприятий Коломойского и Пинчука.

Еще один игрок на рынке распределяющих сетей – братья Григорий и Игорь Суркисы. Они владеют контрольными пакетами акций "Львовоблэнерго" и "Прикарпатьеоблэнерго" (Ивано-Франковская область).

Однако уже год ходят слухи о том, что Суркисы ведут переговоры о продаже акций своих распредкомпаний окружению Петра Порошенко.

Чем все закончилось

Переговоры о покупке ICU нескольких облэнерго, как минимум с VS Energy, не пришли к какому-либо результату. Насколько осведомлены собеседники БЦ в компании, соглашение между собственниками VS Energy и ICU так и не было подписано.

На сегодня угрозы введения RAB-тарифа на условиях, разработанных НКРЭКУ под руководством Дмитрия Вовка, нет.

Против этой модели стимулирующего тарифа выступили премьер Владимир Гройсман и спикер Верховной рады Андрей Парубий. И даже президент Петр Порошенко, который контролирует НРКЭКУ, осторожно покритиковал ее инициативу.

Сегодня Регулятор не может принимать решений, так как не имеет кворума. У большей части членов комиссии вышел срок полномочий, а новые еще не назначены.

Уже в мае заканчивается срок полномочий Дмитрия Вовка, как главы НКРЭКУ. Его попытка подать свою кандидатуру в Номинационную комиссию на новый срок пока что не увенчалась успехом.

Очевидно, условия применения стимулирующего тарифообразования для облэнерго будет определять новый состав НКРЭКУ.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику