БизнесЦензор

10.02.20 13:29

Ешё раз к вопросу о защите отечественного производителя

Правительство обещает предоставлять отечественному бизнесу льготные кредиты. Но гораздо действенной помощью для подъема экономики должны быть четкие требования украинских заказчиков по приоритетному привлечению своих производителей для реализации масштабных проектов.

Фото: EPA-EFE/JANOS NEMES

Северодонецкое НПО "Импульс" - ведущее предприятие Украины в области автоматизации критических объектов, в первую очередь – атомной энергетики и железных дорог.

Очень нелегко было сохранить предприятие и его направленность в 90-е годы. С начала 2000-х предприятие стало развиваться благодаря привлечению к реализации проекта достройки энергоблоков №2 Хмельницкой и №4 Ровенской АЭС в части оснащения средствами автоматизации.

Этот успешно выполненный проект знаменателен тем, что показал, как сообщество отечественных предприятий может реализовывать сложные наукоёмкие проекты, но при одном условии - поддержке правительством отечественных производителей.

СНПО "Импульс" превратилось в высокотехнологичное предприятие мирового уровня, что позволило ему выиграть в острой борьбе более десяти международных тендеров (иногда в кооперации с такими партнёрами, как: Framatome, ŠKODA JS a.s., NUVIA a.s., VUJE, a.s. и др.).

Апробированные на АЭС Украины, Армении Болгарии, Словакии и других стран технологии создания высоконадёжных систем управления, а также использование соответствующего мирового опыта, позволили Импульсу разработать новое поколение цифровых систем железнодорожной автоматики.

Они полностью соответствуют требованиям АТ "Укрзалізниця" и позволяют оснастить украинские железные дороги современными системами управления.

СНПО "Импульс" является единственной украинской компанией, которая получила на свои изделия европейский сертификат функциональной безопасности самого высокого уровня.

Ряд систем успешно эксплуатируется на объектах АТ "Укрзалізниця", начались поставки на Болгарскую железную дорогу.

Не секрет, что меняющаяся политическая и экономическая обстановка в стране крайне негативно влияет на стабильность функционирования предприятий, они постоянно сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного количества заказов на внутреннем рынке и сложностью выхода на новые зарубежные рынки.

С приходом к управлению страной новой команды у коллектива Импульса появились надежды на улучшение ситуации, тем более что недавно премьер-министр заявил: правительство планирует разработать мощную программу для поддержки отечественных производителей.

Около двух лет назад, когда появилась предварительная информация о проекте "Электрификация участка Долинская - Николаев - Колосовка", коллектив воспрянул с надеждой на получение заказа по автоматизации поездного движения.

30.01.2020 г. на сайте ЕБРР, а затем и на сайте АТ "Укрзалізниця", вышло долгожданное объявление о начале тендерной процедуры по упомянутому проекту.

Но оно вызвало разочарование и возмущение коллектива предприятия, когда выяснилось, что условия тендера прописаны для зарубежных мегакорпораций (например, требование к исполнителю – реализация не менее, чем двух аналогичных проектов, каждый на сумму не менее 190 000 000 евро, что не по силам отечественному производителю).

У лоббистов зарубежного бизнеса могут быть возражения со ссылкой на закупочные руководства ЕБРР, требующие соблюдения критериев финансовой состоятельности потенциального исполнителя, которые являются производной от объема закупки (например, годовой оборот участника должен быть не менее 170 000 000 евро).

Но особенностью проекта "Электрификация участка Долинская - Николаев - Колосовка" является то, что он состоит из нескольких независимых работ, что позволяет без проблем разделить его по лотам.

О таком варианте, резко уменьшающем степень дискриминации отечественного производителя, неоднократно указывалось в письмах, адресованных в различные государственные структуры: СНБО, Верховную Раду, Министерство инфраструктуры и другие.

В этих же письмах обращалось внимание на то, что применение отечественных цифровых систем решает проблему кибербезопасности на ЖД транспорте за счет разработанного на Импульсе программного кода, не имеющего скрытых "закладок".

Но, как говорят: "маємо те, що маємо", то есть – никакого положительного результата.

Правительство обещает предоставлять отечественному бизнесу льготные кредиты. Но гораздо действенной помощью для подъема экономики должны быть четкие требования украинских заказчиков по приоритетному привлечению своих производителей для реализации масштабных проектов.

Почему эти очевидные действия не были выполнены работниками соответствующего министерства остается загадкой.

Подчеркнем, что выделяемые ресурсы на реализацию проекта – это кредит, который должна отдавать вся Украина, и абсурдно, если деньги уйдут на поднятие экономик чужих стран.

У заказчика проекта - АТ "Укрзалізниця", еще есть возможность изменить ситуацию к лучшему: разделить проект на лоты, что даст возможность участвовать в конкурсных торгах и отечественным предприятиям.

Тем более, что позиция премьер-министра относительно защиты и продвижения интересов отечественного производителя, которую он образно озвучил в эфире передачи "Свобода слова" на ICTV – "самолеты продают не менеджеры по продажам, самолеты продают президенты. Есть такой принцип".

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику