БизнесЦензор

12.12.19 08:49

PISA-2021: как подготовить школьную систему образования в Украине к будущему

Вышла в свет очень настораживающая новость о недавних результатах международного исследования качества образования PISA 2018. Оно показало, что уровень знаний украинских школьников не дотягивает даже до средних показателей.

"Украинское образование на уровне ниже среднего...", "Печальный вердикт украинским школьникам..."

С такими заголовками вышла в свет очень настораживающая новость о недавних результатах международного исследования качества образования PISA 2018.

Оно показало, что уровень знаний украинских школьников не дотягивает даже до средних показателей.

В рамках данного исследования, которое проходит под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), берутся за основу компетенции и знания учеников в трех дисциплинах – чтении, математике и естественных науках.

В нем принимают участие 15-летние школьники, которые на время проведения опроса учатся минимум в седьмом классе.

Так, по результатам читательской компетенции наши ученики набрали в среднем 466 баллов из 1000, по математике – 453 балла (средний показатель – 489), в сфере естественных наук – 469 баллов (средний показатель – 489).

Это все еще раз показывает, что в отечественном образовании нужно проводить изменения.

Я говорю, что это именно "настораживающая" новость, поскольку сейчас мы еще не можем увидеть ее прямого влияния на нашу экономику.

Ведь качество работы школьной системы образования сегодня – это уровень профессиональных кадров через 10 лет и более.

Что может сделать украинскую систему образования более эффективной и качественной, и почему это до сих пор не сделано?

Давайте посмотрим на основные опорные моменты в школах тех стран, системы образования в которых считаются одними из лучших в мире.

Сингапурская меритократия

В Сингапуре ученики проводят много времени, обучаясь как в школе, так и вне ее. Образование здесь основано на принципе меритократии. Это система, при которой положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, но не происхождением.

По сравнению с нашей системой образования, которая ориентируется на общие образовательные стандарты, сингапурские школы принимают во внимание уровень развития школьников.

Школа состоит из двух частей: начальной (6-12 лет) и средней (12-17 лет). Первые 4 года в начальной дети осваивают английский и родной язык.

В обязательном порядке они изучают математику для развития логического мышления. Также в программу включены: этика, художественный труд, музыкальное искусство и физкультура.

Потом ученики два года проходят подготовку по определению предметов, к которым у них есть способности. Дальше по таким дисциплинам и формируются переводные экзамены в среднюю школу.

Образование в средних школах проходит по специальным курсам на протяжение 4-5 лет, на которых ученики углубленно изучают родной язык и осваивают технические предметы.

Финский PBL

У Финляндии дети идут в школу в возрасте 7 лет. В соответствии с законодательством страны, перед началом учебы в школе ребенок должен в течение одного года пройти подготовительное обучение.

Важной особенностью школьного процесса является обучение самостоятельному критическому мышлению и воспитанию ответственного отношения к учебе.

Начиная с 2017 года финские школы превращаются в open space – этажи с классами лишились стен, а вместо привычных парт расставлены диваны, мягкие кресла, столы и стулья разной формы.

На уроках не преподают отдельные предметы – математику, физику или географию, а изучают "феномены", "явления", разбирают конкретные примеры из реальной жизни. Такой метод называют PBL (phenomenon-based teaching and learning – с англ. "преподавание и изучение явлений").

Сторонники PBL говорят, что все процессы и действия в реальной жизни не делятся на науки и дисциплины – каждая жизненная ситуация комплексна и задействует несколько наук.

Точно так же и разум человека легче воспринимает информацию и находит выход из проблем, подходя к вопросу целостно и организовано.

Конечно, прочитав выше написанное и учитывая реалии, в которых мы живем, можно задаться вопросом, возможно ли у нас вообще что-то подобное.

Ведь наша система образования, которую еще за руку держит "советское воспитание", уже много лет идет плечом к плечу с постоянной нехваткой либо средств, либо инициативности и дальновидности планирования.

До подобных мировых достижений и выработанных механизмов нам еще, как минимум пару десятков лет. Но, если начать намерено предпринимать действия уже сегодня, то завтра мы будем на шаг ближе к мировому уровню. А начать можно с такого:

Digital-обучение

Важно понимать, что все изменения должны начинаться с мотивации самых учителей к развитию (причем самостоятельно), чтобы идти в ногу со временем.

Сейчас для этого есть множество возможностей: образовательные онлайн-курсы, видеолекции, вебинары от практикующих специалистов со всего мира, платформы для обмена профессиональными знаниями и опытом. Нужно только желания.

По результатам проведения исследования МОН за 2017/2018 учебный год, средний возраст учителей – 41-50 лет. Это, конечно, означает, что большая часть учителей менее мобильна и амбициозна, но самообучения в 21 веке как раз для этой категории людей вполне доступно и не требует чрезмерных усилий.

Модернизация статуса учителей

Системный подход к повышению качества подготовки и профессионального роста учителей должен быть в приоритете государства, в первую очередь.

Здесь же должны быть затронуты все аспекты работы учителя: от модернизации и оттачивания систем сертификации, педагогической интернатуры для молодых учителей до реформы системы оплаты труда, которая сейчас весьма плачевна и показывает сомнительную перспективу для привлечения молодых специалистов.

Поддержка учеников родителями и учителями

Что касается самих учеников, то проявление внимания, помощь и заинтересованность учебными задачами и успехами, как со стороны родителей, так и учителя (ментора), положительно сказывается на их интеллектуальном развитии, а также социализации. Ребенок видит, что его шаги в решении конкретных задач имеют не только определенный результат, но и поддерживаются людьми из его ближайшего окружения. А это, в свою очередь, помогает ему сформировать чувство принадлежности к школьной среде и повысить его мотивацию к учебе.

Эдьютеймент

Под этим термином, которой произошел от слов education (обучение) и entertainment (развлечение) подразумевают всевозможные формы образования без принуждения и с помощью (посредством) развлечения.

Современные мобильные ученики, ритм жизни которых втрое быстрее чем, скажем, лет 10 назад, требуют более вовлекающей и интерактивной подачи информации, способной привлечь их внимание и вызвать интерес.

Такая подача помогает понять ребенку, нужны ему эти знания в будущем или нет, ведь если их не интересно получать, то скорее всего он воспримет их как бесполезные.

Так, к примеру, Руслана Радчук, учительница математики в немецкой частной школе, делиться у себя в социальных сетях нестандартными и интригующими вариантами задач, которые вызывают ажиотаж среди ее читателей.

Усиление материально-технической базы школ

Это пункт означает, что нужно создать и подготовить базовый стандарт для школ, с учетом результатов PISA. Также необходимо привлекать инвестиции для обновления образовательного оборудования.

Закрытие малых или недостаточно укомплектованных школ с низким качеством образования – может помочь консолидировать учительский ресурс и, как результат, повысить уровень знаний учеников.

STEAM-образование

Продолжая предыдущую тему, могу также сказать, что прямо сейчас в украинском образовании реализовывается новое направление, которые имеем большие перспективы.

Речь идет о STEAM-образовании (Science, Technology, Engineering, Art and Mathematics), которое включает в себя сочетание науки, технологий, инженерии, математики, а также искусства.

Так называемые STEAM-классы являют собой место, где ребенок имеет возможность практически сочетать базовые науки с творчеством, что позволяет ему применять освоенные навыки в реальной жизни для решения конкретных задач.

Ученики не просто изучают теорию, а на конкретных примерах, при помощи технологий в специально оборудованном классе, пытаются решить определенные задачи, работая сообща в команде и находя нестандартные креативные пути их решения.

На уроке фокус внимания больше не припадает на учителя, а смещается на решение практических заданий. Дети изучают предмет путем проб и ошибок, а не только в теории.

Кроме того, на следующий год, по инициативе МОН, будет выделено более 800 млн грн. на развития STEM-образования. Это доказывает, что вышеописанный подход является хорошим толчком для модернизации школ, что позволит им идти в ногу со временем и готовить востребованных в будущем специалистов.

Одно из решений улучшения качества украинского образования может находится в привлечении независимых специалистов и строительстве партнерских отношений со специализированными национальными научными компаниями, которые работают в направлении STEAM-образования и у которых есть необходимые умения и многолетний опыт на локальном рынке и за его пределами.

Изменение такой устоявшейся системы как образование в национальном масштабе – задача более чем трудная и очень амбициозная. Но, при содействии и взаимопонимании многих учреждений, профессиональных команд, независимых экспертов и, конечно же, самих учителей и родителей достижение любых сложных целей становится вполне возможным.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику