БизнесЦензор

06.11.19 14:06

Предвыборный бюджет Зеленского

"Слуга народа" стремительно теряет популярность. Поэтому нужно пустить пыль в глаза. Этот бюджет – прямой подкуп избирателей. Любая власть, дорвавшись до бюджета, делает не реформы, а "распил". Просто теперь - другая упаковка.

Народные депутаты от "Слуги народа" пребывают в восторженном неведении. Им долго не показывали проект госбюджета на 2020 год, зато усердно кормили презентациями.

В таких условиях они должны проголосовать "за". Тем самым выполнить предрешенную им скромную роль ручного беззубого парламента. Такова общая задумка, она видна невооруженным взором. Задача "слуг" – не задавать лишних вопросов и голосовать за бюджет, о котором так сильно мечтала Украина.

Конечно, это не так. Уже сейчас видны несколько откровенных "дыр". Например, резкое уменьшение объема субсидий для населения – с 55 до 48 млрд грн. И это притом, что повышаются цены на газ, коммуналку и электроэнергию.

В правительстве вас скажут, что снижение субсидий – логичный шаг. Ведь они повышают минимальную зарплату, а значит, люди начнут получать больше и смогут платить за коммуналку сами. Это тоже ложь.

Во-первых, "минималка" вырастет не так существенно, как тарифы.

Во-вторых, большая часть людей уже получают больше "минималки", но богаче от этого не становятся, и долг по коммуналке растет.

В-третьих, минимальная зарплата никогда не была инструментом повышения достатка людей. "Минималка" - это инструмент повышения сбора подоходного налога и социального взноса. Особенно второго, ведь с каждой гривны зарплаты предприятие обязано сделать отчисление в Пенсионный и фонды социального страхования.

Наоборот, рост "минималки" бьет по доходам людей. Как? Работодатели, которые платили людям "в конвертах", должны будут часть денег пустить официально, да еще и заплатить повышенный сбор соцстрахования. Часть новой нагрузки они честно "разделят" с работниками. Пусть не благодарят, что стали получать "в белую". А еще работодатели повысят цену на отпускаемую продукцию, что тут же скажется на инфляции, которая сожрет возросшее "благосостояние" граждан.

Весь этот сложный набор причин и последствий должны понимать депутаты Верховной Рады. Но они – молодые и "зеленые", куда им?

Конечно же, они обязаны задавать вопросы. Вопросы традиционные - "кому выгодно?"

Приведу яркий пример. Правительство потратит 1 млрд грн на строительстве отделений экстренной помощи. Построят по одному в каждой области.

Вопрос: со всей области возить в это одно отделение? А если везти два часа, точно эта помощь экстренная?

Вопрос: чем новая экстренная помощь отличается от скорой? Не разумнее ли дооборудовать уже существующие скорые?

Ответ: скорее всего, это "потемкинская деревня". Задача, которой не решить проблему скорой помощи, а создать пиар-эффект.

Снова вопрос: зачем нужен пиар-эффект?

Ответ: скорее всего, новые отделения экстренной помощи нужны, чтобы рассказать о них по телевизору.

Вопрос: зачем?

Ответ: (сильно хлопая себя по лбу) так местные выборы на носу!!!

Вот еще один пример.

Вопрос:

То же самое с:

- индексацией пенсий (за счет повышения "минималки" и общего социального сбора)

- доплатами одиноким пенсионерам (дело благое, но почему не всем?)

- закупка необходимых лекарств (а процедуры закупки поменяли? И кто на этом прикурит?)

- лечением людей за рубежом (дело вроде как хорошее, но речь там не о лечении, а о схематозе: на этой теме несколько лет сидели весьма одиозные персоны)

- единоразовые выплаты молодым учителям в размере 21 000 грн (а старые что, не люди?).

- программа мобильности молодежи на 500 млн грн и программа раскрытия туристического потенциала на 240 млн грн (выглядит как просто распил бабла и желание угодить молодым избирателям).

Ну и так далее.

Напрашивается очень банальный вывод. Этот бюджет сконструирован под грядущие местные выборы. Они должны пройти осенью 2020, но их могут ускорить и перенести на весну.

Есть проблема: "Слуга народа" стремительно теряет популярность. Странные законопроекты, постоянные скандалы не идут на пользу рейтингу. Поэтому нужно пустить пыль в глаза. Этот бюджет – прямой подкуп избирателей. По сути, ничего нового. Любая власть, дорвавшись до бюджета, делает не реформы, а "распил". Просто теперь - другая упаковка.

Поэтому воля руководства страны понятна. В бюджет "зашили" статьи под местные выборы. Центральной власти нужна победа еще и на местах. Нужно, чтобы такие же безмолвные и безликие "слуги народа" зашли монобольшинством в местные советы.

Отсюда и методика работы с бюджетом. Депутатам Рады должно хватить полуфабриката с картинками и стрелочками. В последний день раздадут реальный документ, который они изучить при всем желании не успеют. Да и не смогут, потому что мало кто из "слуг народа" понимает в бюджетном процессе.

Им останется простой выбор: или нажать зеленую кнопку, или восстать против воли руководства. Но восстать не годится. Ведь "мы же одна команда", "мы же вместе", "поддержите президента".

Ну и всякая такая х..нь.

Есть еще одна группа вопросов, которую стоило бы задать депутатам Рады. Это типичные для парламента темы, связанные с "распилом":

- кому выделят деньги?

- почему именно им?

- как будут осваивать?

- в какие округи пойдет больше денег, в какие меньше?

- где в бюджете откровенные "дыры"?

Если заныривать в эту тему, придется признать несколько очевидных фактов.

Первый – проект бюджета пилили в дебрях Кабмина и Минфина. Кабмин находится под влиянием нескольких групп влияния. Среди них самые сильные – Виктор Пинчук (с которым ассоциируют так называемых "соросят"), Арсен Аваков (в квоте которого Минфин, МВД, Минтранс и еще не знаю что), Игорь Коломойский (думаю, он получит свое на уровне округов). Понятно, что эти люди расписали бюджет под себя. А почему нет?

Второй – никто не отменял дерибан по округам. Исторически сложилось так. Если вы умный депутат, то успели сбегать в Минфин и договориться за откат прописать под себя хорошие показатели. Если честный и неопытный – не успели, и потом выясните, что ничерта не получили.

Глядя на депутатов монобольшинства, я понимаю: большинство из них не отдают себе отчет, куда попали и кто они. Есть более опытные коллеги из других фракций. Но эти коллеги не станут просто так делиться опытом, они захотят что-то взамен. Или просто не станут ничего говорить, чтобы поскорее развалить эту Раду и начать избирать новую.

А теперь охватите это все и признайте: в современной Украине мало что прекраснее, чем бюджетный процесс.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику