БизнесЦензор

20.09.19 13:41

Почему энергетическая таможня должна умереть

Из-за действий "энергетички" в сентябре многие трейдеры не могут оформить импорт нефтепродуктов в Украину. В конечном итоге это приведет к росту розничных цен на топливо. Кто это организовал?

С 4 по 18 сентября вагонные партии дизтоплива подорожали на 11,7%, автомобильные — на 16,4% или на 3,45 грн/л. Причина – нехватка объемов.

Проблема не столько в отсутствии импорта, сколько в его распределении по стране. Ведущую роль в этом играет дуэт таможня "Укрзализныця": первая оформляет, вторая развозит.

И чем глубже я погружаюсь в изучение анатомии нарастающего кризиса на рынке нефтепродуктов, тем сильнее растет уверенность в рукотворности этих проблем.

Ведущая роль в этом принадлежит все-таки таможенникам, а конкретно Энергетической таможне во главе с Игорем Александровичем Пиковским.

Глава Энергетической таможни Игорь Пиковский

В начале сентября резко возросло количество сигналов о проверке "энергетичкой" качества нефтепродуктов. Одни и те же поставщики, одни и те же грузы, которые работают и идут в Украину годами, но кому-то вдруг понадобилось тормозить растаможку, отбирать пробы и по несколько дней проводить исследования.

Другого момента для этого, видимо, не было. Особенно "накрыло" порты. Там негласно была объявлена тотальная проверка. В Южном, например, решили проверить топливо из партии, которая была привезена в мае и 90% которой ранее было растаможено той же "энергетичкой" без замечаний.

Пробка из сотен вагонов образовалась на распределительной станции в Коростене Житомирской области. Таможенники свою вину отрицают, кивая на "железку". Но на днях все-таки были вынуждены отрядить дополнительных инспекторов.

Зачем это делается? Есть информация, что новый глава таможни Макс Нефьодов хочет расформировать "энергетичку".

Разумеется, последняя этого не хочет, в связи с чем решила показать работу. Спровоцировала для этого мини-кризис, чтобы потом "героически его побороть", показав свою эффективность.

Что такое "энергетичка"? На этапе своего создания в "нулевых" она неплохо себя зарекомендовала, сплотив профессионалов таможенного дела. Но на сегодня она превратилась в монстра и хозяина судеб импортеров.

От решения одного человека зависит, будешь ты работать или нет. И если ты с этим человеком не нашел общего языка, твой бизнес на десятки и сотни миллионов долларов может быть уничтожен. А значит, твое место займет тот, кто общий язык найдет.

Механизмов нанести "клиенту" смертельный удар масса. Главный прием – отбор проб и анализы. Как минимум, вы будете стоять и вам будет капать плата за простой транспорта, банковские проценты и штрафы за срыв сроков поставок потребителям.

А поскольку таможенный кодекс дает огромные сроки для проведения процедур, такого испытания бизнес может не вынести.

Во времена Виктора Федоровича вагоны с сжиженным газом под предлогом проверки качества стояли на колесах по 45 дней (вроде как по закону больше нельзя), в результате чего себестоимость пропан-бутана вырастала на $100 за тонну.

Потом эти деньги платили автомобилисты на колонках. Насколько мне известно, ни один вагон в результате проверки качества забракован не был.

В те времена была и другая классная тема – проверки качества авиакеросина. В один прекрасный день легендарная таможенная лаборатория ГФС (тогда министерство налогов и сборов) начала забраковывать импорт половины объемов керосина, хотя на нем летали годами.

Фишка простая: был введен пограничный норматив по одному из периферийных показателей качества (температура выкипания 90% объема). Отклонение на 1 градус – и ты уже попадаешь под код бензина. А это акциз в 10 раз выше, чем на авиакеросин.

А, значит, твой дорогой товар не купит ни одна авиакомпания. И до одного места паспорта качества производителей и заключения международных сюрвейров (страховщиков грузов). В таможенном кодексе написано: проверка качества может проводиться только в государственной лаборатории!

Поэтому, если хочешь гарантировано поместиться в норматив в самой беспристрастной лаборатории налоговой службы – плати. Недорого, всего 100 баксов с тонны. И платили, а что делать?

Почему я это вспомнил? В сентябре показательная порка за непослушание и дерзость была проведена "энергетичкой" с партией объемом 27 тыс. т греческого дизтоплива, которые в начале сентября пришли в порту "Южный".

В ход пошло все "тяжелое таможенное вооружение" в рамках действующего законодательства. Затягивание приема декларации, сработавшая на третий день автоматическая система оценки рисков АСАУР (хотя на поверку оказалось, что требование отбора проб было внесено вручную).

Потом поиски выключившего телефон инспектора и три дня на передачу проб в Киев (хотя все время делали в Одессе), а затем еще три дня на проведение анализа (хотя даже мобильная лаборатория определит серу за 2 часа)…

Как думаете, чем все закончилось? Правильно: виновен. Заключение лаборатории уникальное: содержание по сере – 10,1 ppm (норматив 10 ррm). При этом тут же сообщается, что погрешность измерений 1,7 ppm. То есть, показатель может быть ниже 9 ррm, а значит – в рамках нормы.

Поставщик предъявляет сертификат и паспорт качества греческого НПЗ Hellenic Petroleum, результаты анализов в момент погрузки и разгрузки судна с результатом по сере 9,4 ppm.

Но "энергетичку" это не интересует. Она готовит запрет на ввоз груза. Партия рыночной стоимостью 729 млн грн заблокирована.

Поставщик несет убытки, а "Укрзализныця", промпредприятия Юга Украины и автозаправочные сети, которые "торчат" в этой партии, вынуждены срочно перекупать топливо на открытом рынке по разогретым дефицитом ценам и тем самым давай ценам и дефициту новый импульс.

И все потому, что глава "энергетической" таможни Пиковский, клерк с зарплатой 20 тыс. грн, так решил. При этом Игорь Александрович во время каждого появления на публике не устает повторять, что таможня – сервисная организация, которая должна помогать бизнесу…

Что имеем по итогу:

– Полную компрометацию страны в глазах зарубежных производителей и трейдеров, ведь все их бумажки о качестве разбились о предписание лаборатории ГФС с ее древним оборудованием;

– Гвоздь в крышку гроба кредитных рейтингов страны, ведь нефтепродукты в Украину идут по кредитным линиям первоклассных европейских банков, которые лишь год назад возобновили выделение средств;

– Нежелание иностранного капитала идти в Украину, где таможенный клерк будет решать, что делать с твоими десятками миллионов.

– Падение конкуренции среди поставщиков и в результате рост наценок на топливо у оставшихся игроков.

Все это понимают, но все молчат. Конечно, ведь Игорь Александрович может осерчать и сделать, как в "Южном"…

Но в этот раз кормчий "энергетички" перегнул. Из-за амбиций и решения конъюнктурных задач на рынке набирает обороты кризис, который всех заставит платить за топливо больше.

Описанное блокирование перевалки в Южном рушит расписанный график приемки танкеров на сентябрь-октябрь. А в условиях, когда на счету каждая тонна, это дополнительно разогреет рынок.

Я всегда ратовал за "энергетичку", как профессиональный орган помощи рынку, хотя немало трейдеров давно выступает за ликвидацию этого монстра, который держит весь рынок в страхе.

Сентябрьские события показывают, что они правы. Когда такая власть оказывается в одних руках, со временем это оборачивается большими проблемами для всей страны.

Пускай грузовладелец сам выбирает, в какой регион ехать на оформление, где его обслужат лучше и оперативнее. Заодно необходимо серьезно перешерстить Таможенный Кодекс, который позволяет не признавать документы, признаваемые во всем мире.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику