БизнесЦензор

24.05.19 08:20

Украина на фоне стран ОЭСР

Интересные цифры из клуба богатых стран (ОЭСР) по налоговому аудиту крупных компаний (Tax Administration 2017).

Анализ результатов проверок в 2015 году показывает последовательную картину – уровень избегания налогов выше у большого бизнеса (около 83% комплексных проверок привели к доначислениям налогов), чем у малого и среднего (не превышает 57%).

Это означает (особая сноска для правительства, устраивающего последние годы веерные акций проверок субъектов малого бизнеса и упрощенной системы), что наибольший потенциал увеличения сбора налогов лежит не в малом и среднем бизнесе, а среди крупных компаний.

Что касается контроля трансфертного ценообразования (ТЦО) крупных налогоплательщиков, то показатель корректировки финансового результата по итогам проверок составлял 58%.

В целом, усилия налогового аудита составили в среднем 10,7% от общих доходов по налогу на прибыль (корпоративного налога).

Хотя есть необычные примеры: так в Бразилии 45% поступлений от налога на прибыль (CIT) получены в результате проверок, в Италии уровень еще выше – 49%. Украина на фоне стран ОЭСР выглядит как минимум странно, неприродно.

При декларируемой в 2018 году 100 процентной результативности проверок – аудит фискальной службы все проверки закончил с доначислениями налогов и отдача должна была бы быть огромной – доля налоговых аудиторов в общих поступлениях налогов составила лишь 3 млрд грн., что в общих поступления составляет мизерные 0,4% (данные из отчета службы за 2018 год).

Таким образом, складывается картина при которой налоговые аудиторы ОЭСР эффективнее украинских почти в 27 раз! Но так не бывает, тем более лично знаю десятки высококлассных аудиторов – специалистов в ГФС.

Еще более аномальнее ситуация с контролем рыночных цен (трансфертного ценообразования). За прошлый год силами фискальной службы закончено аж 19 проверок(!) и это при более чем 2 тыс. компаний, осуществляющих контролируемые операции.

Охват проверками самой рисковой категории налогоплательщиков менее процента в год означает одно – отсутствие минимального контроля со стороны государства, иначе саботаж.

За пять с половиной лет базовый во всем мире механизм контроля вывода прибыли крупными компаниями из страны держиться на плаву лишь благодаря усилиям нескольких десятков энтузиастов в службе, которые при неприкрытом противлении элит умудряются что-то менять.

Результаты громких заявлений политиков в 2015-2018 годах про деофшоризацию экономики хочется охарактеризовать словами великой Фаины Раневской: пи-пи в трамвае, вот что они сделали за четыре года!

Озвученная проблематика четко освящает самые "болезненные" и проблемные участки во вновь созданной налоговой службе Украины – структура налогового аудита, Офис крупных налогоплательщиков, блок международного обмена информацией и подразделение аналитики.

Нам срочно нужна комплексная реформа ведомства!

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику