БизнесЦензор

21.05.19 08:19

Что ожидать от новых правил воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа

Новые правила, по мнению Регулятора, разработаны с учетом тенденций авиарынка, направлены, прежде всего, на лоукосты и на внедрение гибкой тарифной политики.

В марте этого года опубликованы и вступили в силу Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа. Данные Правила были утверждены приказом Госавиаслужбы от 26.11.2018 года №1239 и заменили предыдущие, действующие с 2012 года.

Следует отметить, что эти Авиационные правила являются обязательными для всех авиаперевозчиков, осуществляющих любые международные или внутренние перевозки пассажиров как в Украину, так и за ее пределы.

Правила авиаперевозчика должны быть направлены на повышение эффективности и качества перевозок и быть не ниже уровня, установленного новыми авиационными правилами.

Итак, рассмотрим представленные нововведения. Во-первых, это отказ от обязательной бесплатной нормы багажа. Фактически, Регулятор узаконил уже существующую систему продажи билетов без багажа.

Предыдущие правила обязывали авиаперевозчиков перевозить бесплатно не менее 23 кг багажа по штучной концепции и не менее 15 кг по весовой.

Такой подход существует во многих авиакомпаниях мира, практически во всех лоукостах, а с недавнего времени применяется и МАУ – самым крупным национальным авиаперевозчиком Украины.

Опция достаточно удобна, например, для путешествующей семьи из 4-х человек, которым не нужно столько оплаченных багажных мест, для любителей путешествовать налегке или с целью экономии.

Однако стоит обратить внимание на то, что при покупке билета по "безбагажному" тарифу необходимое количество багажа лучше приобретать заранее, на сайте авиакомпании или при помощи сервиса для покупки авиабилетов.

Так можно сэкономить, поскольку оплата багажа на стойке в аэропорту непосредственно перед рейсом всегда дороже. Норма провоза регистрируемого багажа и порядок его оплаты предусмотрены правилами авиакомпании.

Кстати, следует упомянуть, что МАУ внедрила новые правила провоза ручной клади с 15 января этого года года. Теперь пассажиры, в билеты которых не входит перевозка зарегистрированного багажа, смогут взять с собой на борт лишь одно место ручной клади весом до 7 кг и размерами не более чем 55х40х20 см, а также верхнюю одежду и зонтик бесплатно.

Также пассажир может взять одну дополнительную единицу ручной клади весом до 5 кг и размерами не более чем 40x30x10 см за дополнительные 15 евро.

Дополнительные личные вещи, даже такие как, например, пакет Duty Free, ноутбук, пресса для чтения и т.д. будут считаться отдельным местом ручной клади и подлежат оплате.

В ноябре 2018 изменили правила перевозки ручной клади и любимые украинцами лоукосты Ryanair и WizzAir, обосновав необходимостью обеспечить более дешевый тариф.

Такие изменения крайне озадачили нашего туриста, а вместе с ним и Антимонопольный комитет Украины, который заинтересовался нормами провоза багажа у этих перевозчиков и начал свое расследование.

В данный момент Киевское областное теротделение АМКУ начало исследование и сбор доказательств, в том числе опрос потребителей и конкурентов на предмет возможных признаков нарушения конкурентного законодательства Украины в действиях указанных авиакомпаний.

К подобным выводам антимонопольный орган привел тот факт, что МАУ никогда не позиционировала себя как перевозчик-лоукост, являясь крупнейшей компанией по перевозке пассажиров в Украине.

Кроме того, введение новых условий провода ручной клади никак не повлияло на цену билетов и качество услуг. Касательно Ryanair и WizzAir, то итальянское антимонопольное ведомство (AGCM) в феврале этого года уже оштрафовало компании на 3 млн евро и на 1 млн евро, соответственно.

Изменив правила провозки крупной ручной клади, эти перевозчики разрешили пассажирам перевозить одну небольшую сумку, которая помещается под сиденьем, а за перевозку крупной ручной клади взымали от 5 до 25 евро в зависимости от условий покупки билета.

В результате расследования AGCM пришло к выводу, что изменения, внесенные двумя авиакомпаниями в правила перевозки ручной клади привели к обману потребителей касательно фактической цены билета, поскольку она не включала существенный элемент договора воздушной перевозки, а именно большой ручной клади в базовом тарифе.

AGCM отметило, что ручная кладь является необходимым элементом в сервисе, который предоставляет авиатранспорт, и ее перевозка должна быть разрешена без каких-либо дополнительных затрат.

Именно поэтому внесенные изменения следует рассматривать как несправедливую коммерческую практику в нарушение норм итальянского потребительского кодекса.

Не исключено, что к аналогичным выводам придет и АМКУ, усматривая в действиях авиакомпаний МАУ, Ryanair и WizzAir введение пассажиров в заблуждение и нарушение норм Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции".

Но вернемся к новым Правилам. Во-вторых, новая редакция предусматривает плату за регистрацию в аеропорту. К слову, МАУ ввела такое правила еще в 2017 году.

Регистрация в аэропорту осуществляется бесплатно, если это предусмотрено правилами применения тарифа, по которому приобретен билет, а также если нельзя осуществить регистрацию с помощью сайта авиаперевозчика или с помощью киоска самообслуживания.

В противном случае за осуществление регистрации в аэропорту авиаперевозчик может взимать дополнительную плату.

Изменения коснулись также времени окончания регистрации и посадки в самолет. Теперь авиакомпании могут закрывать стойки регистрации не ранее чем за 45 минут вместо 40, а посадка на самолет увеличилась с 10 до 15 минут.

Кроме отмеченных изменений Регулятор также внес изменения в раздел о классах обслуживания – добавлен первый класс.

Однако это изменение в правилах не столь существенно, так как места этого класса существуют далеко не у каждой авиакомпании и, что главное, в основном на трансатлантических рейсах.

Первый класс – это не просто удобное горизонтально раскладывающееся кресло с большим количеством места для ног, это особый уровень обслуживания.

Первые классы некоторых авиакомпаний, к примеру, Etihad или Emirates, оснащены даже душем и представляют собой настоящие гостиничные апартаменты. Билет в салоне первого может стоить в 15-20 раз дороже билета в эконом-классе.

Очень часто в салон первого класса продаются всего несколько билетов, а салон при этом занимает значительное пространство в самолете, которое могло бы быть использовано на места эконом- и даже бизнес-класса.

Последние тенденции таковы, что сервис и привилегии для пассажиров бизнес-класса достигли такого высокого уровня, что многие авиакомпании просто отказываются от первого класса.

Далее, из Правил убрали минимальную норму расстояния между креслами в самолете. Если раньше авиаперевозчики должны были устанавливать сидения с шагом не менее 31 дюйм в бизнес и премиум-классе и не менее 29 дюймов в эконом-классе, теперь эта норма не закреплена законодательно и оставлена на усмотрение авиакомпании.

В этом нет ничего удивительного, ведь авиакомпании по всему миру уже 30 лет незаметно сокращают ширину пассажирских кресел и расстояние между ними. Перевозчики уменьшают кресла, ставят их ближе друг к другу, пытаясь вместить больше пассажиров.

Для большего комфорта рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками того или иного борта авиакомпании и выбирать перевозчика с более комфортными условиями.

Кроме того, у каждой авиакомпании есть такая опция как повышения класса обслуживания, например, до премиум-эконома. Подобный апгрейд обычно обходится недорого.

Следующее нововведение – из Правил исключили требование об обязательном бесплатном предоставлении всем пассажирам прохладительных напитков. Это значит, что пассажиры могут рассчитывать только на воду по запросу.

Подобные меры применяются с целью экономии средств перевозчика. Например, американская авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов в год, убрав из салатов, которые подавались пассажирам, всего по одной оливке.

Также в новых правилах особое внимание уделяется надлежащему обслуживанию пассажиров с инвалидностью или ограниченной подвижностью и обеспечению реализации их права на свободу передвижения и надлежащего доступа к услугам авиационного транспорта.

И это действительно позитивные изменения, конечно, если перевозчики не будут их игнорировать.

По мнению Госавиаслужбы, новые правила позволят пассажирам выбирать оптимальные тарифы, предлагаемые авиакомпаниями.

Однако справедливо заметить, что подобные изменения будут ощутимы в том случае, если ценообразование на авиабилеты будет адекватным.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику