БизнесЦензор

10.05.19 08:56

Закупки за общие деньги: вызовы для новой власти

Не смотря на огромное количество нововведений, перенасыщенность электронными инструментами контроля, система государственных закупок не смогла избавиться от очевидных недостатков, оставшихся с темных времен Януковича.

Более того, даже, если и были какие-либо исправления, то их влияние, в позитивном плане, абсолютное большинство избирателей на себе не почувствовало. И 21 апреля выставило счет.

Он оказался совсем не в пользу правительства Владимира Гройсмана, руководства Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), активистов политических партий и общественных активистов, которые участвовали в реализации реформы государственных закупок.

Казалось, либеральные реформы государственных закупок, которые четыре года инициировало правительство, должны были позитивно отразиться, хотя бы, на бизнесе. И они, конечно, позитивно отразились – на бизнесе, приближенном к власти.

Центральной и местной. Подтверждение этому – результаты журналистских расследований и открытых уголовных производств.

Местный бизнес, который мог бы своим участием в тендерах помогать генерировать реальную экономию расходов средств налогоплательщиков и стабилизировать развитие экономики, нещадно дисквалифицировался и выбрасывался с торгов.

Апеллировать к власти было почти бессмысленно. Реформа судов и Антимонопольного комитета – еще одни минусы, которые правительство может записать в свой зачет.

Чиновники МЭРТ, общественные активисты и эксперты разработали и адвокатировали принятие такого закона о госзакупках, который больше не позволял журналистам и активистам, не связанным с властью, принимать участие в заседаниях комитетов конкурсных торгов.

Панацеей от злоупотреблений была объявлена система Prozorro и ее сателлиты. Между тем, общество больше не могло, легально, узнавать, кто на заседаниях комитетов конкурсных торгов инициирует и голосует за применение дискриминирующих правил и критериев для дисквалификации участников торгов, которые представляли более привлекательные с точки зрения качества и экономии бюджетных средств, предложения.

Тотально, по всей стране, фиксировались победы на торгах с крупными лотами, связанных с властью бизнес-структур в самых в разных сферах. Все требования соблюдены, закон не нарушен, даже экономия зафиксирована!

Но реальные потери средств налогоплательщиков от таких закупок продолжали расти.

Почти два года назад, в своей колонке "Золотые яйца Prozorro: эволюция псевдоэкономии", я обращал внимание властей на провалы в реализации реформы государственных закупок.

Вместо заявленной заказчиками экономии на закупках яиц для школ, детских садиков и больниц в 50 и более процентов, были зафиксированы потери, относительно цен в супермаркетах в 20-25%, а если сравнивать с оптовыми, то они могли доходить и до 40%. 

Я предлагал чиновникам разработать более четкое и точное определение понятия "ожидаемой стоимости" закупки за бюджетные средства и внести соответствующие изменения в законодательство. Но это предложение услышано не было.

А могло ли оно быть услышано, если власть и ее союзники, реализовывавшие реформы, заботились, прежде всего, о собственном благе и достатке, а не о благе и достатке каждого жителя Украины?

Если бы хаос в определении ожидаемой стоимости закупки был преодолен, и оно было бы урегулировано, могли ли компании, близкие к власти, зарабатывать не чем не обоснованные миллионные и миллиардные прибыли?

За прошедшие два года ситуация не только не изменилась, а наоборот усугубилась. Власть, фактически, утратила важные экономические функции – прогнозирования роста цен, хотя бы, на основные продукты потребления, и регулирования рынка на благо каждого члена общества, а не себя и своего бизнес-окружения.

В результате, сегодня, обычный городской житель, приходя в супермаркет или на рынок, задумывается: покупать ему одну луковицу или, все же, попросить отрезать половину. Аналогично, колоссально возросли и расходы и на закупки за бюджетные деньги.

А, ведь, ни одно учреждение, ни один заказчик, такой рост цен на овощи, при подготовке планов закупок не планировал.

В ближайший год, команда Президента Владимира Зеленского в сфере закупок за средства налогоплательщиков, столкнется с целым рядом вызовов, ответы на которые позволят экономике либо начать расти и, соответственно, стимулировать рост благосостояния граждан, или ускорять падение.

Многие недостатки и явные злоупотребления в системе государственных закупок можно увидеть на примере одного договора на поставку яиц (этот товар выбран потому, что его характеристики являются понятными для абсолютного большинства жителей Украины), заключенного одним из отделов образования департамента гуманитарной политики Львовского городского совета.

На самом деле, таких договоров в системе десятки тысяч. Десятки тысяч закупок с неустановленными нарушениями и злоупотреблениями. Или с установленными, но, расследование которых, ни на что не повлияло.

Власть Львова всегда рекламировалось, как наиболее прозрачная и непредвзятая, показывающая эффективность в сфере расходования бюджетных средств.

Это подразделение Львовского горсовета, "на бумаге" 1 апреля провело закупку с экономией в более чем 50%, приобретя 240 тысяч яиц по 2,98 гривны за единицу. Зайдя в любой супермаркет, можно увидеть, что яйца, в розницу, продаются по 1,59 грн. – 1,69 грн за единицу.

При закупке такой партии, цена может быть еще на 20-30% меньше. То есть, 50% экономии превратилось более чем 50% потерь.

Участника, который подал предложение, соответствовавшее ценам на рынке –1,66 грн за единицу – дисквалифицировали из-за отсутствия справки о том, что он отвечает за содержание тендерного предложения и письма-гарантии – анахронизмов, содержащихся в законодательстве о госзакупках, принятом по инициативе правительства и его союзников – общественных активистов.

Подача таких справок для поставки товара ничего не решает – если поставщик не может поставить товар или услугу, он несет ответственность, предусмотренную законом.

Зато, отсутствие справок позволяет дисквалифицировать участников с более выгодными предложениями. В результате теряют и налогоплательщики, и бизнес.

В договоре устанавливается, что поставщик должен поставить яйца. Но, дальше начинается иезуитство. В пункте 1.5 утверждается, что при поставке товара он руководствуется ценами в соответствии с мониторингом, который ведется управлением статистики, "торгово-промышленной палатой" или другим органом госвласти.

Дело в том, что такого юридического акта, как "мониторинг цен" не существует, да и когда торгово-промышленная палата стала органом государственной власти? Да и зачем чем-то руководствоваться, если вы уже все купили? Чтобы подтасовать документы и украсть бюджетные деньги?

В договоре отмечается, что в стоимость яиц входит стоимость тары, упаковки и перевозки. Где их стоимость? Где расчет расходов на топливо и эксплуатацию транспортных средств? Где расчеты логистики?

И, почему, дисквалифицированный участник мог поставлять яйца по 1,66 грн за единицу, а победителю для этого нужно почти в два раза больше? У него золотая упаковка, топливо или просто неграмотно рассчитанная логистика?

Все вышеизложенное свидетельствует о планировании и проведении закупки за наши общие деньги, которые, умышленно или неумышленно привели к злоупотреблениям и потенциальным потерям денег. Денег, которые мы ежедневно отдаем государству.

Но это позволяют нормы действующего Закона

Изменения в законодательство, которые может разработать и подать в парламент команда Владимира Зеленского, должны заставить МЭРТ работать, а не генерировать предвыборный пиар на костях государственного и местных бюджетов для нынешней команды правительства.

Во-первых, принять все необходимые меры для того, чтобы больше не допускать тех проблем, которые многие жители страны, избиратели испытывают в связи с резким ростом цен на овощи и пшенную крупу.

Власть и общество должны понимать возможные риски, связанные с колебаниями цен и планировать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы на них эффективно отвечать.

Во-вторых, внести изменения в законодательство и четко определить понятие "ожидаемой стоимости" товара, работы или услуги, закупаемой за бюджетные деньги. Участие новой команды, которая придет в МЭРТ, необычайно важно в этом процессе.

К нему могут подключиться и журналисты, и эксперты, которые не были связаны с прошлой властью и не ответственны за ее провалы.

Цены на каждый товар или услугу т.н. "широкого потребления" могут быть унифицированы на основании анализа розничных и оптовых цен на рынках, к данным о которых имеет доступ МЭРТ.

Для специфических товаров, работ и услуг, их стоимость может быть подсчитана по специальной методике.

Перечень унифицированных цен на каждый товар, работу или услугу может утверждаться, как минимум, еженедельно, нормативно-правовым актом правительства или МЭРТ, обязательным для исполнения всеми заказчиками.

Да, это вызовет сильнейшее противодействие, особенно в городах и регионах с огромными бюджетами, типа Киева, Днепра, Одессы или Харькова.

Но что лучше, обрезать аппетиты коррумпированных мэров и депутатов, поддерживавших избирательную кампанию Петра Порошенко или не допустить, чтобы благополучие жителей Украины росло?

На риски сговора на рынках, чтобы не участвовать в закупках и не поставлять товар, ориентируясь на унифицированные цены, должны реагировать правоохранительные органы и Антимонопольный комитет. К сожалению, их активность в этом вопросе была последние 5 лет крайне низкой.

В-третьих, отменить все анахронизмы, которые мешают осуществлять экономически выгодные закупки за бюджетные средства – все эти "письма" и справки. Доступ к участию в закупке должен быть настолько простым, чтобы налогоплательщик получил выгоду от такой закупки.

В-четвертых, максимально облегчить доступ к обжалованию нарушений злоупотреблений в сфере госзакупок – схема расчета размера пошлин за подачу исков в суды и размер платы за рассмотрение жалоб в Антимонопольном комитете в настоящее время явно ограничивают право обжалование участников торгов, а значит, потенциально, ограничивают право налогоплательщика получить выгоду от закупки.

В-пятых, внести изменения в законодательство и принять все необходимые меры, чтобы оплата за поставленный товар, услугу или работу осуществлялась своевременно и не растягивалась на месяцы, что позволяет увеличивать цены и негативно влияет на экономическую ситуацию компании-поставщика.

Чиновник, который подписал договор, и сотрудники казначейства должны отвечать за своевременность проплат.

Если договор заключен, поставка осуществлена, а деньги не перечисляются "потому что нет бюджетных ассигнований", за это должны нести ответственность все причастные к закупке, включая председателя ОГА, облсовета, заместителя городского головы, депутатов и сотрудников казначейства.

Сотрудники правоохранительных органов должны быть в этом вопросе максимально эффективны.

В-шестых, государство и органы местного самоуправления для того, чтобы осуществлять экономических выгодные для налогоплательщиков закупки за их деньги должны поддерживать и стимулировать местный бизнес – при помощи льготного кредитования и безвозвратной помощи.

Чтобы бизнес мог подавать экономически эффективные предложения на конкурсные торги, он должен иметь необходимую ресурсную базу.

Стимулирование появления большого количества участников на том или ином рынке сводит возможность закупок некачественных товаров и услуг по завышенным ценам практически к нолю.

Система государственных закупок должна стимулировать рост производства внутри страны и рост украинского бизнеса – предприятий, которые платят налоги в государственный и местные бюджеты.

Потому что страна, которая поставляет сырье за рубеж, а оттуда закупает готовый продукт еще и сделанный руками, переехавших туда граждан Украины за низкую, относительно страны производства зарплату, никогда не свернет с пути, ведущего к краху.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику