БизнесЦензор

20.12.18 08:36

Уроки устойчивого развития на примере протестов во Франции

Шестая неделя массовых протестов "желтых жилетов" во Франции – красочная иллюстрация того, как дисбалансы в распределении богатств приводят к дестабилизации всей политической системы.

Речь, казалось бы, далеко не о самой бедной стране в мире, с объемом ВВП $2,6 триллионов, или $38,5 тыс. душу населения.

Но недовольство французов было вызвано совершенно другим фактором – они высказали недоверие тому, как и за чей счет правительство наполняет государственную казну. И как потом распоряжается деньгами всех налогоплательщиков.

Президент Эммануэль Макрон попал в крайне неприятную историю. Сначала он игнорировал главное требование – снизить цену на топливо, но когда противостояние с полицией на улицах французских городов стали более ожесточенными, пошел на попятную.

За полтора месяца рейтинг Макрона снизился до рекордно низкой отметки в 25%, тогда как требования протестующих "желтых жилетов" выросли ровно до такой же цифры – они выдвинули 25 пунктов к правительству.

Среди которых уже не только социальные и экономические, но и сугубо политические и даже экологические требования. Теперь правительство и президент пытаются усмирить протесты, делая шаги навстречу требованиям активистов.

Например, правительство уже отменило норму о налогообложении сверхурочных рабочих часов, из-за чего каждый работающий француз ежегодно терял около 500 евро доходов.

Кроме того, было принято решение о повышении "минималки" на 100 евро с 2019 года, а все работники на французских предприятиях должны получить необлагаемую налогом новогоднюю премию.

Но главный вопрос состоит в другом: можно ли было предупредить подобную ситуацию и не довести страну до потрясений? Да, можно. Но для этого следовало бы разобраться в предпосылках протестов "желтых жилетов".

Корень проблемы в том, как чиновники перераспределяли налоги французов, и как они относятся к обычным гражданам. И здесь очень важно вспомнить об Индексе инклюзивного развития, который построен на принципах устойчивого развития.

Помимо самого уровня ВВП, индекс учитывает 11 дополнительных параметров. Например, коэффициент расслоения общества по доходам, уровень бедности, государственный долг и другие.

Согласно Индексу инклюзивного развития, Франция, несмотря на рост ВВП в 1,8% в 2017-м году, оказалась на 18-м месте среди развитых экономик с меткой "медленно убывающего" тренда по критериям роста, справедливости и устойчивости.

Среди негативных проблем, с которыми сталкивается Франция, высокий уровень безработицы и растущий государственный долг. А еще, начиная с 2014 года, растет тенденция к неравенству доходов и распределению богатств.

Французское правительство явно не сделало выводов из данных отчета OXFAM, представленного вначале этого года в Давосе.

Согласно исследованию, 3,7 миллиардам человек или около 50% населения мира глобальный рост экономики в 2017 году не принес ни малейшей пользы, в то время как 1% населения получил 82% богатства мира.

В Международной организации труда подтверждают тенденцию – в прошлом году во Франции и Германии трудовые доходы почти не выросли.

В целом за последние 20 лет средняя заработная плата в богатых государствах, к которым относится и Франция, выросла всего на 9%.

При этом уровень расслоения продолжает увеличиваться. В том же 2017-м году был снижен налог для самых богатых домохозяйств Франции – таких около 300 тысяч.

А уже в 2018-м власти решили поднять тарифы на топливо и коммуналку, мотивируя свое решение заботой об улучшении экологии.

Что важно, примерно только четвертая часть из полученных от поднятия налогов денег, должна была пойти на финансирование экологических программ.

То, как правительство распределит остальные средства – и стало главным "триггером" для недоверия властям и поводом для акций протестов.

Теперь протестующие хотят получить больше рычагов влияния на принятие решений. Одно из наиболее поддерживаемых в обществе требований "желтых жилетов" – наиболее важные решения принимать через референдум.

Кризис доверия – одна из главных причин восстания масс не только в бедных странах, но и в благополучных тоже. Об этом власти многих европейских стран стали забывать.

Пример Франции последних 6 недель очень ярко иллюстрирует, как важно не только создавать блага, но и грамотно ими распоряжаться.

В контексте примера Франции важно понимать и то, что нам не следует путать идеи устойчивого развития с таким явлением, как популизм.

Это крайне важно – ведь правительство Франции могло грамотно объяснить, куда будут тратиться полученные от налогов средства, и как от этого выиграет рядовой гражданин.

Но решило действовать иначе. А когда политики испугались протестов, то впали в другую крайность – отменяя ранее принятые решения и повышая социальные стандарты.

Что делают политики и государственные менеджеры, которые следуют принципам устойчивого развития?

Они просчитывают, в какие сферы вложить полученные налоги, чтобы зарплаты и соцобеспечение граждан поднимались органически, вместе с ростом экономики. Согласитесь, это совсем другой подход.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику