БизнесЦензор

02.11.18 14:19

Зачем Укрпоште хотят отдать монополию на посылки

При помощи установления единого тарифа возникнет перераспределение рынка

Год назад украинские пользователи Фейсбук вешали себе аватарки в поддержку "Новой почты". Тогда Генпрокуратура пришла в компанию с обысками. Но поднялся невероятный шум, и по беспределу не совсем получилось.

Пришлось замять дело, хотя возможно, о чем-то договорились.

И вот новый раунд. Теперь более разумно – якобы через адаптацию норм законодательства к европейским.

Общая суть предложения такая: Мы идем в Европу. А там принято, что государство устанавливает тарифы на почтовые пересылки. Вот и мы установим. И назначим для всех единые цены. Так мы защитим наших граждан от злоупотреблений.

Ну и понятно, всякие там "прозорість", "правила", "потребує", "відкрито".

Теперь, если кто-то захочет повесить себе на аватарку логотип "Новой почты", ему придется сильно попариться. Ведь он фактически будет против движения Украины в Европу. Ну и вообще, он против порядка.

Официальную позицию Министерства инфраструктуры я приведу внизу, под этим текстом. Но по факту в ней все так, как я описал выше. Дескать, мы не то чтобы хотим, но Европа обязывает. И вообще, лучше чтобы был порядок. А те, кто против порядка, возникают потому, что они против порядка.

Скажу сразу, что не верю в любую официальную позицию, которая ведет к переделу миллиардных рынков. Назовите это презумпцией виновности, если хотите. Я предпочитаю называть это здравым смыслом.

Чтобы разобраться в таких тонких материях, предлагаю ответить на главный вопрос любого следователя: КОМУ ВЫГОДНО?

И вот какие у нас возникают аргументы.

Сейчас в Украине есть по сути два крупных оператора пересылок: "Нова пошта" и "Укрпошта". Есть еще "ИнТайм" и другие перевозчики, но они существенно меньше.

Мои знакомые и, уверен, ваши пользуются "Новой поштой". Потому что это удобно. Пришел – и максимально без геммороя сделал все, что хотел. А вот в "Укрпошту" я хожу только когда нужно получить рекомендованное письмо. Ну и конверты купить иногда.

Почему? Потому что сервис ужасный. Оно и понятно. Люди со средней зарплатой 4500 грн (а их еще и сношают) не могут оказывать человеческий сервис. Они озлоблены и думают о совершенно других вещах. Ну и понятно, что они совковой закалки.

Знаете, в чем парадокс? Посылать посылки через "Укрпошту" – в 1,5-2 раза дешевле! Но я все равно туда не пойду.

Вот тарифы "Новой пошты":



А вот тарифы "Укрпошты":

Получается, что "Новая пошта" – это вроде как почтовый оператор для среднего класса. А "Укрпошта" – для тех, кто хочет сэкономить.

Лично я готов переплатить, чтобы дойти до отделения, которое открыто у меня под боком и в котором меня не будут строить.

Думаю, точно так же думают сотни тысяч других людей, которые идут не в "Укрпошту", а в "Нову пошту". То есть, вопрос не в деньгах – даже наоборот.

Парадокс, согласны? Зачем тогда вводить единый тариф на пересылку?

Пришло время ответить на вопрос, кому выгодно.

Представьте, что вводят единый тариф. Что будет, если он будет на уровне "Новой пошты"? "Укрпоште" будет очень плохо – потому что в нее перестанут идти те, кто захотят сэкономить. Куда они пойдут? Думаю, в "Нову пошту" или "ИнТайм" и им подобные.

Поэтому я уверен, что единые тарифы будут на уровне "Укрпошты". Почему? Во-первых, чтобы не убить чудовище в лице "Укрпошты". Во-вторых, потому что так государство сможет трудоустроить толпу чиновников. А еще – показать, что оно защищает нас с вами от злоупотреблений хищного рынка. Способствует, так сказать, конкуренции.

Как будет чувствовать себя "Укрпошта"? Ну, уж точно никак не хуже.

А вот "Нова пошта" будет себя чувствовать очень плохо. Почему? Потому что, я уверен, уровень себестоимости услуг у "Новой пошты" выше. Тут все: и машины, и логистика, и зарплаты персонала, и аренда помещений. "Укрпоште", например, не надо платить такую аренду. Понимаете, да?

Таким образом, при помощи установления единого тарифа возникнет перераспределение рынка. "Нова пошта" получит пробоину в финансах.

Что будет дальше? Ей придется или умереть, или идти на диалог. Какого рода этот диалог, не нужно двух вариантов. Обычно он сводится к тому, что "если вы уступите долю в компании, мы поменяем тарифы".

Этот разговор мы знаем под другими вывесками: "рейдерство" или "отжим".

Итак: невыгодно – "Новой поште". Выгодно – "Укрпоште" и тем, кто хочет долю в "Новой поште".

Что мне с этого как потребителю? По большому счету, ничего особенного. Я хочу удобно пересылать то, что мне нужно: товары, деньги и так далее. Я не люблю сервис "Укрпошты" и знаю, что он изменится не раньше, чем выйдет на пенсию нынешнее поколение людей, работающих в компании. Извините, но это так.

Можно ли идти дальше в рассуждениях, кому выгодно? Можно.

Тогда мы можем поговорить о том, зачем возглавил "Укрпошту" Игорь Смелянский, выходец из структур Рината Ахметова. Почему он принялся реформировать компанию, закупать на нее новые машины, отказываться от невыгодных услуг.

С одной стороны, он действительно оздоравливает чудовище – и за это ему огромное спасибо. С другой стороны, нет ли в его действиях далеко идущего замысла?

В этот самый момент сам Смелянский, конечно, будет утверждать, что он решил поработать на государство. Любые разговоры о чьем-то интересе на рынке пересылок он будет называть глупостью или выдумкой. Позволю себе не поверить. Я верю в светлые идеалы, но совершенно не верю в глупость. А Смелянский – явно неглупый человек.

Дальше можно перейти к обсуждению того, кто именно в Министерстве инфраструктуры работает над изменениями. Можно поинтересоваться, как все началось. Что там за Европа такая, что нам советует.

Поэтому давайте на данном этапе просто остановимся в теориях заговора и выдвинем очень логичную версию:

Под вывеской адаптации к Европе, происходит попытка отжать конкурента на рынке почтовых пересылок. Отжим выгоден "Укрпоште" и крайне невыгоден "Новой поште".

А дальше – делайте выводы сами.

Приложение. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНФРАСТРУКТУРЫ:

"Щодо проекту закону "Про внесення змін до Закону України "Про поштовий зв’язок"

Розроблення проекту Закону обумовлено необхідністю приведення чинного законодавства у сфері поштового зв’язку України у відповідність із положеннями Директиви 97/67/ЄС, що сприятиме розвитку сфери поштового зв’язку в Україні, запроваджуватиме спільні правила розвитку внутрішнього ринку поштових послуг Співтовариства та покращення якості обслуговування, а також враховуватиме зміни, які відбулись у поштовому середовищі за останні роки.

Щодо універсальних послуг та монополії

Директивою ЄЄ та проектом Закону передбачається наступні види універсальних послуг:

1) поштових відправлень вагою до 2 кг;

2) посилок вагою до 10 кг;

3) секограм вагою до 7 кг;

4) реєстрованих та з оголошеною цінністю поштових відправлень.

При цьому, проект Закону жодним чином не закріплює монополію на універсальні послуги за будь-яким оператором поштового зв’язку.

Навіть більше, проект Закону передбачає, що ті оператори поштового зв’язку, які не можуть надавати універсальні послуги на всій території України, або не весь перелік універсальних послуг, можуть надавати універсальні послуги на певній визначеній території України і певний перелік універсальних послуг.

Суть універсальної послуги полягає в тому, що така послуга надається за встановленим рівнем якості за цінами (тарифами), що регулюються державою.

Ціни на універсальні послуги встановлюються державою на рівні планового прибутку, що не може перевищувати десяти відсотків планової собівартості такої послуги.

Отже, проект Закону передбачає вільну конкуренцію між операторами поштового зв’язку в сфері надання універсальних послуг, робить більш доступними універсальні послуги для населення України зважаючи на цінове регулювання.

Щодо прозорості діяльності операторів поштового зв’язку

Поряд з правом операторів поштового зв’язку на надання універсальних послуг, Директива ЄС та проект Закону передбачають обов’язок для операторів поштового зв’язку, які надають універсальні послуги, вести роздільний облік доходів та витрат за кожною універсальною послугою поштового зв’язку та окремо за іншими видами господарської діяльності, щорічно проводити аудит фінансової звітності та оприлюднювати річну фінансову звітність разом з аудиторським висновком на власному офіційному веб-сайті.

Тобто, мова йде про запровадження відкритих та прозорих правил не тільки для операторів поштового зв’язку при наданні універсальних послуг поштового зв’язку, але і для громадян України.

Зрозуміло, такі нововведення деяким операторам поштового зв’язку не до вподоби і ми визнаємо за кожним право на вільне викладення своєї позиції до проекту Закону, навіть якщо така позиція не відображає суть проекту Закону.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику