БизнесЦензор

24.10.17 13:16

Как решить проблему дефицита железнодорожных вагонов

Я предлагаю свой план действий для того, чтобы ликвидировать дефицит грузовых вагонов, который ограничивает возможности украинских аграриев продавать свою продукцию на экспорт.

Что посоветовать грамотным и опытным специалистам "Укрзализници" (УЗ) и участникам зерновой индустрии для преодоления кризиса с дефицитом вагонов?

Простым увеличением количества зерновозов, частных или государственных, - проблему не решить. Как не решит ее только автоматизированная система распределения.

Необходим комплексный подход, необходимо изменить систему. Я называю это "принципы и механизмы функционирования погрузки и транспортировки зерна железными дорогами Украины".

В идеале это, такой себе, Зерновой Кодекс, принятый и одобренный всеми участниками процесса: от элеватора до порта, учитывающий сегодняшние реалии и особенности.

Я считаю, кроме покупки зерновозов необходимо:

  1. 1. Сократить оборот вагонов.
  2. 2. Качественно спланировать и распределить имеющийся подвижной состав.
  3. 3. Устранить предпосылки для манипуляций и коррупции с инвентарным парком.

Компромисс между ключевыми участниками зерновой индустрии позволит нейтрализовать кризис с дефицитом зерновозов и выполнением экспортных контрактов.

Во-первых, необходимо максимально ранее планирование перевозок и распределения вагонов.

Назовем это "График" или "расписание подачи зерновозов", составов на все элеваторы. Такой график должен составляться УЗ, ее Локомотивной службой и "движенцами" с учетом возможностей элеваторов, портов, узловых, опорных станций для маршрутизации и формирования сборных маршрутов по опорным станциям.

Элеватор, и только он в этом случае, подтверждает наличие груза, готовность к погрузке предложенных УЗ составов, путём проставления электронных заявок в Автоматической системе "Месплан", или отказывается  от них (например, за 10 или более дней).

Сейчас план составляется за три дня до погрузки, распределение вагонов осуществляется за сутки до погрузки.

Зерновладелец фиксирует свое согласие на погрузку груза путем подтверждения оплаты тарифов со своего единого кода плательщика в Центре транспортной логистики (ЦТЛ – в той же АС "Месплан".

Порт подтверждает прием груза в АС "Месплан" и отвечает за выдачу порожних зерновозов перед УЗ и "Зерновладельцем".

В этом случае станет возможным спрогнозировать объемы и даты погрузки и доставки грузов для привлечения и планирования частным парком собственных вагонов. И это категорически сократит оборот вагона.

"Укрзализныця" должна признать невозможность выполнять обязательства по старым правилам и нормативам. Для этого необходимо:

  1. 1. Ликвидировать инвентарный парк.
  2. 2. Уравнять стоимость перевозки в инвентарных вагонах, и в вагонах частных операторов, а также опубликовать этот тариф. Сейчас эта цена уже одобрена рынком, ее платит экспортер, разница в стоимости доставки составляет между частным и инвентарным парком 100 гривен, что порождает злоупотребление и коррупцию.
  3. 3. Увеличить ответственность сторон, в разы повысив штрафы, которые сейчас не дисциплинируют ни элеваторы ни перевозчиков.
  4. 4. Установить за счет УЗ всем желающим элеваторам АС "Месплан", бесплатно выдать ключи и понудить элеваторы к новым правилам.
  5. 5. Внедрить услугу контроля взвешивания товарными станциями.

Зерновладельцам-экспортерам необходимо отказаться от посредника-экспедитора, функции которого после внедрения автоматической системы "Управление пересылкой порожних вагонов" (АС УППВ) приблизились к нулю. Они могут быть выполнены директором элеватора и товарным кассиром станции.

Освободившиеся средства зерновладельцев-экспортеров следует направить:

- на установку под местом погрузки железнодорожных весов с возможностью online-передачи результатов взвешивания сопричастным к этому грузу организациям до полной грузоподъемности вагона;

- на малые средства маневрирования, которые высвободят дефицитные маневровые локомотивы;

- на модернизацию механизмов погрузки для увеличения фронта и мощности погрузки;

- и на закупку и строительство зерновозов.

Смотреть комментарии → ← Назад в рубрику